Церковный раскол, фото

Русская церковь в XVII в. Церковный раскол

События, известные как церковный раскол, произошли в начале второй половины XVII в., в царствование Алексея Михайловича. Но чтобы понять некоторые их особенности, нужно вернуться в более раннее время, в начало века.



Отец и сын

После Смуты русская православная церковь продолжала играть важную роль в жизни страны. К тому же за Смутное время авторитет светской власти покачнулся, и сейчас от поддержки церкви во многом зависело положение новой династии, основателем которой стал избранный царем на Земском соборе 1613 г. 16-летний Михаил Романов, никаких в общем-то заслуг не имевший. Но его отцом был Федор Никитич Романов, племянник первой русской царицы Анастасии, двоюродный брат царя Федора Ивановича.

Когда к власти пришёл Борис Годунов, Федора Романова постригли в монахи и сослали в Антониев-Сийский монастырь под именем Филарета. А после воцарения первого самозванца Филарета вернули в Москву. Лжедмитрий обласкал боярина, пострадавшего от ненавистного Годунова, и назначил его митрополитом в Ростов.

Василий Шуйский рассматривал кандидатуру Филарета на пост патриарха, но сделал выбор в пользу Гермогена. Зато так называемый Лжедмитрий II — «тушинский вор» —  сделал  Филарета патриархом. По приказу Лжедмитрия II тушинцы захватили Филарета в Ростове в плен и увезли в свой лагерь, где самозванец принял его как родственника и нарек патриархом Московским.

Интересно, что хитрый боярин повел себя таким образом, что его фактическое сотрудничество с самозванцами не испортило его репутацию: в глазах противников Лжедмитрия он был его пленником. Законный патриарх Гермоген, убежденный сторонник Василия Шуйского, писал, что не порицает Филарета, так как он находится в Тушино не по своей воле и крови братьев своих не проливал.

В 1610 г. Филарета отбили у тушинцев и отправили в составе посольства к Сигизмунду III — «семибоярщина» предлагала московский престол Владиславу, сыну Сигизмунда. В посольстве Филарет отстаивал мнение Гермогена о том, что обязательным условием вступления Владислава на трон должно стать принятие им православия.

Переговоры успехом не увенчались, и поляки арестовали весь состав посольства, так что в польском заточении Филарет провел 8 лет. За это время умер Гермоген, которого польские интервенты заточили в Чудов монастырь в Кремле за отказ сотрудничать с ними (Гермоген умер от голода в феврале 1612 г, не дождавшись освобождения Москвы Вторым ополчением), а Михаил, сын Филарета (Федора), в 1613 г. стал царем. Только в июне 1619 г. Филарет, освобожденный поляками по условиям Деулинского перемирия, прибыл в Москву, где его торжественно встретил сын.

Уже через несколько дней его торжественно избирают патриархом — на сей раз законным — и он становится официальным соправителем сына, получив небывалый титул «Великого государя» наряду с царем. По словам С. Соловьева, в Москве началось двоевластие. Однако двоевластие было на словах, на деле всеми делами начал руководить именно Филарет, умный, хитрый, прошедший суровую жизненную школу.

Надежды тех, кто, избирая Михаила, полагал, что юный безвольный царь будет игрушкой в руках бояр, рухнули. Таким образов, во взаимоотношениях церкви и государства наступил необычный период — «священство» стало выше «царства», поскольку Михаил во всем слушался отца (а также мать, которая лично выбрала ему жену).

Все государственные грамоты подписывались патриархом и царем, Филарет учредил звания патриарших дворян и патриарших боярских детей, получавших поместья за службу патриарху, а Патриаршая область по сути стала государством в государстве. Там были и свои приказы: Судный, Церковный, Казенный и Дворцовый.

Филарет умер в 1633 г, и после этого взаимоотношения церкви и государства не могли оставаться прежними. Однако о небывалой власти патриарха помнили, и возможно, что в будущем Никон захочет восстановить ее — встать на место Филарета.

Предпосылки и подготовка церковной реформы

Михаил Федорович умер в 1645 г, передав трон Алексею Михайловичу. Именно в это время начались события, которые привели к церковному расколу. Дело в том, что в богослужебных книгах, которые много раз переписывались от руки, накопилось множество ошибок, искажений. Церковные обряды тоже воспринимались прихожанами неоднозначно, например, многих возмущало вошедшее в практику многогласие: священники, желая быстрее закончить службу, читали молитву одновременно с молитвой дьячка, а хор пел псалмы. (Включите одновременно телевизор, музыкальный центр и радиоприемник!)

Ясно, что храм наполнял разноголосый шум. Споры вызывало и то, как правильно креститься — двумя перстами, как на Руси, или тремя, как крестились в Византии. Были и другие разногласия.

Вскоре сложились два лагеря — одни считали, что нужно исправить ошибки, используя старые греческие рукописи, привезенные еще во время крещения Руси, с которых делались переводы. Другие предлагали исправления на основе древнерусских переводов и решений Стоглавого собора 1551 г., на котором были утверждены обряды русской церкви.

В конце концов  весной 1649 г. молодой Алексей Михайлович и патриарх Иосиф пригласили из Киевской Могилянской коллегии трех ученых монахов — Дамаскина Птицкого, Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого. Они начали работу над богослужебными книгами, сверяя их с греческими оригиналами, так как выяснилось, что древнерусские книги содержат слишком много ошибок, исправлений, просто неразборчивых, непонятных слов.

А в 1649-1650, 1651-1653 и 1654 гг. монах Арсений Суханов совершил путешествия на Восток, побывал в Константинополе, Иерусалиме, Афоне и привез оттуда более 700 (!) рукописей и книг — самой старой рукописи было более 1000 лет.

В это же время начинается стремительная карьера Никона, который станет патриархом в 1652 г, после смерти Иосифа. Еще в 1646 г., когда Никон (Никита Минов) впервые встретился с царем, он произвел на него сильное впечатление. Статный, красноречивый, энергичный, Никон был назначен архимандритом Новоспасского монастыря, который часто посещал Алексей Михайлович. Кроме того, Никон еженедельно посещал царский дворец, подолгу беседуя с царем.

Реформа Никона и церковный раскол

Сразу после того, как Никон стал патриархом, царь поручил ему проведение церковной реформы. Уже в 1653 г. Никон приступил к делу. Греческие книги были заново переведены на русский язык, и их отпечатали и начали рассылать по церквам. Особым указание Никона двоеперстие заменялось троеперстием.

Вообще Никон повернул дело так, что нужно не просто исправить старые ошибки переписчиков, а привести обряды русской церкви в соответствие с греческими. Это означало глубокие, кардинальные перемены. Специалисты выделяют 17 (!) изменений:

  • Замена двоеперстия троеперстием.
  • Назначение духовных лиц вместо избрания их приходом.
  • Признание первенства светской власти над духовной.
  • Отмена земных поклонов.
  • Разрешение браков с иноверцами.
  • Замена восьмиконечного креста на четырехконечный.
  • Крестных ход не по часовой, а против часовой стрелки — «встречь солнца».
  • Написание имени Христа с двумя «И» — Иисус.
  • Служение литургии на 5 просфорах вместо 7.
  • Замена троекратного восхваления Господа четырехкратным.
  • Изъятие слова «истиннаго» из Символа Веры.
  • Изменение формы Иисусовой молитвы.
  • Разрешения обливного крещения, а не только погружного.
  • Изменение формы амвона.
  • Замена белого клобука на греческую камилавку.
  • Изменение формы архиерейского посоха.
  • Изменение иконописных канонов и церковного пения.

Церковный раскол: Церковный собор. 1654 г. Начало раскола.( А. Кившенко), фото
Церковный собор. 1654 г. Начало раскола.( А. Кившенко)



А собор 1656 г. отлучил сторонников старых русских обрядов от церкви. Однако церковный раскол расширялся, на стороне так называемых старообрядцев оказались многие представители знати, высокопоставленные церковники, а также крестьяне, посадские люди и т.д. Так, раскол поддержали знаменитая боярыня Феодосия Морозова и ее сестра Евдокия Урусова (обе были замучены до смерти в Боровской тюрьме), князья Мышецкий, Хованский и многие другие.

Боярыня Морозова. В. Суриков, фото
Боярыня Морозова. В. Суриков. Церковный раскол

Падение Никона

Тем временем Никон все больше упивался властью, возможно, считая себя «вторым Филаретом». Он не хотел ограничиваться положением высшего церковного иерарха, активно вмешиваясь в управление государством — давал указания боярам, во время отлучек царя заменял его. Однако Алексей Михайлович, выросший и возмужавший, начал постепенно тяготиться претензиями Никона на роль «Великого государя», желавшего, похоже, оттеснить царя на второе место.

Никон же не замечал туч, сгущавшихся над его головой. А царь тем временем перестает приглашать Никона во дворец и посещать его службы. Тогда Никон предпринял своеобразный демарш — отказался от патриаршества и уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Патриарх наивно полагал, что устрашенный царь будет просить его вернуться.

Однако Алексей Михайлович не собирался обращаться к Никону — он подыскал нового патриарха, более покладистого. Но Никон не желал сдаваться — на протяжении 8 лет (!) он не давал официального согласия на уход. В конце концов терпение царя лопнуло, и в 1666 г. на суде, куда Никона доставили под стражей, было решено свести последнего с поста патриарха и сослать в отдаленный монастырь. Так бесславно окончилась карьера Никона — в 1681 г. он тихо скончался в Кирилло-Белозерской обители, пережив на 5 лет Алексея Михайловича. Церковный раскол только набирал силы.

Церковный раскол углубляется

Патриарх Никон вложил в проведение реформы все волю и решимость, но практически сразу столкнулся с сильнейшим сопротивлением. Возглавили его протопоп Аввакум Петров, который столь же резко и решительно возражал против изменений, и Иван Неронов, архимандрит Переславского Данилова монастыря. Заметим, что немного ранее, в конце 40-х гг., Аввакум, Неронов и Никон входили в созданный духовником Алексея Михайловича Стефаном Вонифатьевым кружок «ревнителей древлего (древнего) благочестия». А сейчас бывшие единомышленники стали врагами. Аввакум и Неронов неоднократно обращались к царю, но безрезультатно.

В 1666-1667 гг. очередной собор — уже при преемнике Никона Иоасафе II — принял решение о продолжении реформы. Старообрядцы были подвергнуты проклятию, и было решено передать Аввакума и других вождей старообрядчества в руки светских властей, чтобы те судили их по Уложению. Аввакум был бит кнутом и отправлен в ссылку — в Пустозерск на р. Печоре. Через 14 лет, которые он просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде, Аввакум и его соратники были сожжены в срубе. Казнь состоялась 14 апреля 1682 г.

Однако расправа с Аввакумом не остановила старообрядцев. Церковный раскол углублялся. Во второй половине XVII в. произошли восстания раскольников, начало которым положило восстание в Соловецком монастыре. Тамошние монахи отказались пользоваться новонапечатанными «никонианскими» книгами. Тогда (заканчивался 1667 г.) власти отправили на Соловки войско, которое подошло к монастырю в 1668 г. и приступило к его осаде. Однако монахи затворились в обители, стенам которой могла позавидовать любая крепость.

Церковный раскол: стены Соловецкого монастыря, фото
Соловецкий монастырь

К тому же симпатии местных жителей были на стороне непокорных монахов, а монастырские подвалы были полны разнообразных припасов. Дело в том, что Соловецкий монастырь играл важную военную роль — он был подготовлен к отражению возможной агрессии со стороны Швеции. На стенах размещались пушки, а монахи владели воинскими умениями.

В итоге осада затянулась на 8 лет. Только в 1676 г., да и то при помощи монаха-предателя, который показал стрельцам потайной ход, монастырь пал.  Около 400 монахов-мятежников, включая их предводителя архимандрита Никанора, погибли или были казнены после жутких пыток (подвешивание за ребра на крюк и т.п).

Кроме активной борьбы, раскольники уходили в безлюдные отдаленные места — на Север, в Поволжье, за Урал, строя там скиты — поселения монастырского типа. В 1672 г. впервые старообрядцы Палеостровского монастыря совершили массовое самосожжение — так называемую гарь. Другим способом пассивного сопротивления властям стали запощевания — голодные смерти. По документальным данным, с 1675 по 1695 г. было устроено около 40 гарей, в которых погибло 20 тысяч человек.

Между тем примирения не наступало. Более того, если до 1685 г. раскольников официально не преследовали за их убеждения — правительство, подавляя многочисленные восстания, наказывало за участие в них, а не за веру, то в 1685 г.,  в правление Софьи Алексеевны, специальным указом предписывалось бить старообрядцев кнутом и ссылать в монастыри, а их проповедников, выступающих против никонианской церкви, наказывать вплоть до смертной казни. Очевидно, это было связано с активным участием раскольников в стрелецких бунтах в Москве в 1682 г.

В последние десятилетия XVII в. старообрядцы разделились на два направления — поповцев и беспоповцев. Первые признавали, что для совершения обрядов нужны священники, и принимали иереев, которые были посвящены в сан и потом перешли в раскол. Другие считали, что можно самостоятельно совершать таинства, отрицая церковную иерархию. Вскоре беспоповцы разделились на множество течений:

  • нетовцы отрицали таинства и обряды в принципе (кроме крещения),
  • дырники отказались от богослужебных помещений,
  • поморцы перекрещивали всех, пришедших к ним из официального православия,
  • пастуховцы отвергали всякие контакты с государством (не пользовались деньгами и т.п.),
  • водяники отказывались принимать лекарства в случае болезни, были и другие течения.

Только в  1929 г. Священный Синод признал старые русские обряды «спасительными, как и новые обряды». Церковный собор 1971 г.принял решение считать ошибочными гонения на старообрядцев, а в 2013 г. в Успенском соборе Кремля прошла служба по древнему чину — первая после раскола служба, прошедшая официально. Старообрядческая церковь существует и сегодня.


Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.