Верования Древних славян фото

Верования восточных славян

Кодификатор ЕГЭ по истории п.1.2.1 предусматривает знать, какими были занятия, общественный строй и верования восточных славян. В данной статье мы рассмотрим особенности верований наших предков.



Большинство из нас считают древнюю религию наших предков безнадежно забытой. Однако она продолжает жить в наших повседневных обычаях. Другое дело, что зачастую мы этого не осознаем. Почему, например, нельзя здороваться за руку через порог, почему посуда бьется на счастье, почему в новый дом первым должен войти кот? Сможете ли вы объяснить эти и подобные обычаи? Прочитав эту статью – сможете.

Верования восточных славян: каким они видели строение мира

Вселенная нашим предкам представлялась в виде гигантского яйца. Центр Вселенной – Земля, разделенная на две части – Мир  Людей и противоположный ему Мир Мертвых. Когда в нашем мире день, над миром мертвых опускается ночь.

Верования восточных славян фото
Рис.1. Миниатюра из рукописи «Космография Козьмы Индикоплова»

Землю окружают девять небес: Солнцу, звездам, месяцу, тучам, ветру – каждому небесному телу, каждому явлению предоставлено собственное небо. Седьмое небо особенное, оно хранит воды небесного Океана. Земля и Небеса связаны Мировым Древом, и там, где его вершина пронизывает небесную твердь, расположен чудесный остров Ирий, на котором живут «старые звери» — родоначальники всех зверей и птиц. Слово «старый» тогда еще означало «крепкий», «матерый», «зрелый». Так, былинный богатырь Илья Муромец – «старый казак» – не дряхлый старик, а могучий воин.

Верования восточных славян: Мать-Земля и Отец-Небо

Славяне верили, что Небо и Земля – супружеская пара, породившая всё живое. Выражение «Мать-Земля» сохранилось до наших дней, а вот «Отец-Небо» – забыто. Бога Неба называли Сварог или Стрибог, что означает «Бог-Отец». Отсюда понятно значение древнерусского слова «стрый» — дядя по отцу.

Солнце, Огонь, Молния

Солнце, Огонь и Молния – это сыновья Земли и Неба. Солнце – Даждьбог, дающий все блага. Солнечный диск – это огненный щит, сверкающий, когда Даждьбог едет по небу на чудесной колеснице (вспомните древнегреческого Гелиоса или скандинавского Тора). Перун Сварожич – бог грозы, молнии и грома. Имя Перун означает «Разящий». У Перуна два вида молний: «мертвые», сине-лиловые, и «живые», золотистые, пробуждающие плодородие Земли. Символ Перуна – громовой  знак в виде колеса с шестью спицами.

Громовой знак в верованиях восточных славян фото
Рис.2. Громовой знак. Изображения на донцах прялок. XIX век

Священным животным Перуна был тур, а деревом, посвященным Перуну, считался дуб. Суровому богу приносились жертвы, в особых случаях и человеческие. Правда, нужно иметь в виду менталитет людей той эпохи – человек, предназначенный в жертву, гордился оказанной ему честью, ведь он уходил к Богам, чтобы попросить у них помощи для своего племени…

Верования восточных славян известны недосконально. Например, каким было имя Бога Огня – неизвестно. Дело в том, что произносить его вслух считалось опасно – обитал Огонь Сварожич среди людей а не на седьмом небе – и его заменяли иносказаниями, да постепенно и забыли (вспомним подобную ситуацию с медведем, истинное имя которого безвозвратно утеряно). Зато до наших дней дошли многие приметы и поверья, связанные с Огнем, хотя мы и не помним уже их подлинный смысл. Так, посуда бьется к счастью потому, что она была обожжена в огне, поэтому ее кусочки изгоняют Нечистую Силу…

Верования восточных славян: младшие Боги

За плодородие полей, за любовь между людьми и приплод всего живого отвечали Род и Рожаницы. Считается, что Рожаниц было двое – мать и дочь (вспомним древнегреческих Деметру и Персефону). Культ Рожаниц был особо популярен, так как соответствовал земледельческим занятиям славян. Стрибог, как верили славяне, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

А вот Ярило – отнюдь не бог Солнца, как ошибочно утверждается в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (да и берендеи никакие не славяне, а тюрки-кочевники). Яростный – значит «неистовый, неукротимый». Славянский бог Ярило ведал любовной страстью, всем, что связано с физической стороной любви… Но интересно, что в VIII-IX вв. у славян почитался бог солнца Хорс, культ которого явно пришел из мира иранских племен. Оттуда же появился и бог почвы, корней растений Симаргл, которого изображали в виде пса. У иранских племен он был богом плодородия, хозяином подземного царства.

Также верили славяне в особого, «скотьего» бога – Волоса или Велеса. Возможно, он и был тем Змеем, которого в незапамятные времена победил Перун-громовержец. Однако он не только был богом, охранявшим домашних животных. В нем воплощались буйные силы дикой природы.  Велес не добрый и не злой. Стихия может быть враждебна человеку, но сама по себе не несет ни добра, ни зла, она просто буйствует – без цели и смысла.

Силы Зла

В отличие от Велеса, Темные Боги – Чернобог, Морана (Морена) – безусловные носители Мирового Зла. Их связывали с морозом, темнотой, смертью. Соломенное чучело, которое сжигают на Масленицу, отмечая наступление весны, символизирует именно Морану, богиню смерти и холода.

Из загробного мира к людям могли приходить упыри (вурдалаки)  – так славяне называли вампиров. Поскольку упыри – страстные любители пересчитывать все, что попадается им на глаза, в курганы, где хоронили злых людей, которых подозревали в возможности превратиться в упырей, помещали мелкие предметы, которые трудно быстро пересчитать. Возможно, это объясняет знаменитую находку 1949 г., сделанную в ходе раскопок Гнёздовского могильника (Смоленск) Д. А. Авдусиным – обломки сосуда с надписью «Гороухща» или «Гороушна» — «горчица»  (перевод академика М. Н. Тихомирова). Дело в том, что горчичное семя очень мелкое, и упырь явно не успеет пересчитать до рассвета все содержимое кувшина.

Гнёздовская надпись фото
Рис. 3. Гнёздовская надпись

Рядом с людьми. Домовой

Домовой, по представлениям славян – покровитель дома и людей, живущих там. Строительство жилища было для предков исполнено глубокого религиозного смысла, сопровождалось различными обрядами, в том числе жертвоприношением. Именно из души жертвенного животного и рождался Домовой. Правда, в некоторых случаях, например, после пожара, в новое жилье приглашали прежнего Домового, перенеся его на лопате, которой сажали хлебы в печь, или в старом лапте. Также Домовой мог въехать в новое жилище верхом на коте. Считалось, что кошки дружат с домовыми, видят духов, и  Кошка, входя в дом, заводит дружбу с духами и тем самым обеспечивает людям поддержку со стороны потусторонних сил и безопасность.

Фигурки Домовых фото
Рис.4. Фигурки Домовых. XI-XIII вв.

Считалось, что Домовой живет в подполе под печью и похож на старичка с бородой до глаз, а на лапах у него коготки. Он похож на хозяина дома. Если люди не забывают обратиться к Домовому с ласковым словом, оставить ему лакомство, он ухаживает за скотиной, помогает содержать дом в порядке, даже предупредит о грозящем несчастье, например, пожаре.

Верования восточных славян: обитатели двора

Хозяин двора – Дворовый – менее доброжелателен к людям, чем Домовой. Овинник, которых ведает хозяйственными постройками, еще меньше симпатизирует хозяевам, а Банник может быть просто опасен. Обмороки, ожоги, другие несчастные случаи в бане – дело рук Банника. Хотя с ним легко поладить, если оставить хороший пар, свежий веничек и шайку (деревянный тазик) чистой воды. Если же Банник все же вредит парящемуся, надо выскочить из бани и позвать на подмогу Овинника и Домового. Они тут же прибегут и прогонят злого Банника, защищая хозяина.

Леший

Славянские поселения окружали леса, поэтому верования восточных славян одушевляли и их. Лес давал дичь, ягоды, грибы, древесину. Из дерева строили дома, бани, другие постройки – каменного зодчества древние славяне не знали. Деревянной была и большая часть домашней утвари. Но кроме различных благ, лес мог быть и опасен. И, отправляясь в лес, охотник готовился к встрече с Лешим.

Слово «Леший» в буквальном переводе значит «лесной». Внешне он похож на человека, однако одежда его запахнута наоборот, по-женски (справа налево). Длинные серо-зеленые волосы обрамляют лишенное бровей и ресниц лицо, а глаза горят зеленым огнем. Ходит он  неподпоясанным (немыслимое дело для древнего славянина), а присаживаясь на пенек, непременно кладет левую ногу на правую. Старинные рассказы про Лешего страшноваты. Может он закружить путника, завести его в чащу леса, испугать его, однако можно с Лешим и сладить, подарив ему лакомство, поблагодарив за грибы и ягоды, а избавиться от морока можно, вывернув наизнанку одежду и переменив обувь – правый сапог на левую ногу и наоборот.

Водяной

Славяне жили в местах, изобильных озерами, реками, болотами, и, конечно, у них наряду с верой в Хозяина Лесов не могла не появиться вера в Хозяина Вод. Более того, славяне считали воду священной стихией, относились к ней с уважением. Древнейшие браки  заключались у воды (венчались у ракитова куста), водой испытывали на суде, с помощью воды гадали о будущем… Однако вода, хоть и была дружественной стихией, все же требовала к себе уважения (как и огонь, впрочем). Вода могла утопить, смыть во время разлива дом, а то и целую деревню, поэтому Водяной часто выступает как существо, враждебное человеку. Причем Водяной предстает более опасным для людей, чем Леший. Очевидно, славяне больше боялись утонуть, чем заблудиться в лесу.

Заключение

Славянское язычество – целый мир, и как теперь мы убедились, отголоски его до сих пор не забыты. После Крещения Руси прошло более тысячи лет, но двоеверие, присущее Руси первые века после принятия христианства, продолжает влиять на наше мировоззрение, хотя зачастую мы сами и не отдаем себе в этом отчета. Все ли знают, что, например, виды одежды, присущие членам определенных групп людей (военная форма, одеяния священников и приверженцев некоторых религиозных течений), кольцо на руке человека, состоящего в браке – всё это отголоски языческой древности? В следующий раз мы непременно об этом поговорим.

ЛИТЕРАТУРА

1.Семенова.М. В. Мы — славяне! СПб, «Азбука», 1997
2.Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1982.
3.  Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.
4. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
5. Фаминицын А. С. Божества древних славян. СПб., 1884.
6.Чмыхов Н. А. Истоки язычества Руси. Киев, 1990.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.