Москва в конце XV в. А. Васницов. Древняя Москва, фото

Социально-экономическое развитие Руси в XIV-XV вв.

Непросто было преодолеть страшный разгром, которому подверглись русские земли в 30-40 гг. XIII в. Папский посол в Монголию Плано Карпини, проезжая по южным русским землям через несколько лет после „Батыева разорения“, писал, что татары „произвели великое разорение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей“. Действительно, тысячи погибших, угнанных в плен людей, сожженные города, заброшенные пашни — все это стало печальной реальностью. Прекратилось каменное зодчество, были забыты секреты многих ремесел, замерла торговля — нечем и не с кем стало торговать, почти прекратилось составление летописей. Казалось бы, какое могло быть социально-экономическое развитие Руси в XIV-XV вв.?

Социально-экономическое развитие Руси в XIV-XV вв.: новое в сельском хозяйстве

Однако жизнь продолжалась, несмотря ни на что. Люди, оставшиеся в живых, принимали вызов судьбы и принимались за привычные дела — отстраивали избы на пепелищах, возводили княжеские и боярские терема, пахали, ковали, ткали — и жизнь постепенно входила в привычное русло. Хозяйство постепенно восстанавливалось, уже к началу XIV в. начали распахиваться новые земли, на пустошах и в лесах появились так называемые „сечи“ и „чисти“ — очищенные от леса участки, при них строятся „починки“ — деревни в один-два, реже несколько дворов.

Постепенно росло производство сельскохозяйственных продуктов. Увеличение земельных площадей способствовало переходу к новой, паровой системе земледелия с трехпольным севооборотом — яровые, озимые, пар. В отличие от подсечно-переложной системы, трехполье не истощало землю, а севооборот позволял получать более высокие урожаи. Кроме того, началось использование навоза для удобрения полей. Разумеется, крестьяне не бросали и такие промыслы, как охоту, рыбную ловлю, бортничество.

Города: ремесло и торговля

Восстанавливалось и городское хозяйство. Гончарное, ткацкое, кузнечное, литейное и другие ремесла всегда были востребованы и постепенно возрождались, хотя ряд секретов тех или иных технологий оказались утрачены — в средние века принято было передавать такие знания от отца к сыну, но связь поколений разорвалась, кого-то из мастеров угнали в плен, кто-то погиб, и секреты ремесла было некому передать и не от кого получить. Тем  не менее возрождаются старые ремесла и появляются новые.

Городское строетельство в Москве, XIV в., фото
Городское строетельство в Москве, XIV в.

Русские мастера освоили литье пушек — первое упоминание об этом встречается в летописях под 1382 г. в связи с нашествием Тохтамыша, чеканку серебряной монеты, выделку бумаги, заменившей дорогостоящий пергамент. Города вновь становятся центрами торговли. Причем в крупных городах, таких, как Великий Новгород, Псков, Тверь, Москва, Нижний Новгород, ремесленники начинают работать не только на заказ, но и на рынок. Шел товарообмен и между селами, также крестьяне выезжали со своими продуктами в города.


Крупные монастыри — Соловецкий, Кирило-Белозерский, Троице-Сергиев — тоже стали включаться в торговлю.  В процессе развития торговли укреплялись экономические связи между различными княжествами Руси, что создавало предпосылки к объединению. С другой стороны, развитие торговли сталкивало интересы купцов разных княжеств, началась борьба за обладание торговыми путями, прежде всего водными — Волгой, Доном, Окой. Постепенно возрождается и  внешняя торговля, русские купцы ведут дела с Золотой Ордой, Византией, Литвой, скандинавскими странами, Западной Европой.

Перемены в обществе

Социальная структура общества по сравнению с домонгольским периодом претерпела значительные изменения. Они касались как положения феодалов, так и зависимых категорий населения. Сокращалось количество смердов — свободных крестьян, все больше общинных земель переходило к князьям, боярам, монастырям, а их население несло барщинные повинности — выполняло различные работы, а также платило натуральный оброк. Само слово „смерды“ постепенно уходит, его заменяют на „христиане“, а „христиане“ („хрестьяне“) к XV в. превращаются в привычных нам крестьян.

Среднее крестьянское хозяйство велось на 15 десятинах, в условиях трехполья это означало, что на яровые, озимые, пар приходилось по 5 десятин. Крестьяне были лично свободны, и, выполняя барщинные работы и уплачивая оброк, могли в любое время перейти к другому землевладельцу. Однако с XV в. право перехода начинает ограничиваться феодалами. Сначала в разных княжествах устанавливали определенные периоды перехода, причем уйти можно было лишь после окончания уборочной страды.

А в 1497 г. Судебник Ивана III вводил единый срок перехода — Юрьев день, 26 ноября. На переход давалось две недели — неделя до и неделя после Юрьева дня. Чтобы уйти к другому хозяину, нужно было уплатить так называемое пожилое — компенсацию за потерю рабочих рук. В ограничении права перехода особенно была заинтересована новая категория феодалов — помещики, или дворяне, условные держатели земли.

Хотя дворяне (так называемые милостники) появились еще в XII в, только во второй половине XV в. их стало достаточно много. Положение помещичьих крестьян было более тяжелым, чем боярских. Помещик получал землю от великого князя и должен был за счет эксплуатации поместья снарядиться на воинскую службу — явиться на смотр „конно, людно и оружно“. Разумеется, он безжалостно выколачивал из своих крестьян необходимые для этого средства, иначе он мог лишиться поместья.

На сторожевой границе Московского государства. С.Иванов, фото
На сторожевой границе Московского государства. С.Иванов

Заботиться о крестьянах помещику было незачем — в отличие от вотчинника-боярина, он не передавал поместье по наследству, да и вообще мог погибнуть в бою. Вскоре из поместий крестьяне стали стремиться перейти в вотчины, где жизнь была полегче. Вследствие этого и начали приниматься меры по ограничению старинного права перехода. А с образованием централизованного российского государства Судебник, защищая интересы помещиков — главной опоры власти — ограничил переход единым сроком по всей стране.



Разумеется, что как только появился запрет, так сразу же его стали нарушать. Побеги крестьян и холопов участились. Институт холопства, кстати, со времен Древней Руси претерпел некоторые изменения. Холопы по-прежнему были самой бесправной категорией населения. Они были собственностью владельцев, их можно было купить, продать, практически безнаказанно убить (это считалось не преступлением, а грехом, и наказанием было церковное покаяние), часть холопов была прислугой, работала на пашне, составляла дворовую челядь. Другая часть холопов сближалась по положению с крестьянами — их сажали на землю, разумеется, без права перехода.

Но были и привилегированные холопы.

  • Во-первых, это управляющие отдельными отраслями боярского или княжеского хозяйства, ключники, тиуны, конюшие, псари, сокольничие и т.д.
  • Во-вторых, появились так называемые боевые холопы — профессиональные воины, ходившие с хозяином в походы.

Боевые холопы в социальной структуре стояли чуть  ниже помещиков, занимая высшую среди несвободных людей ступень. Таким боевым холопом мог стать потомок мелкопоместного дворянина, а то и попавший в сложное материальное положение свободный человек знатного рода. Ведь надо было владеть воинским ремеслом, а научиться владеть саблей, стрелять из лука, сражаться в конном строю можно было, лишь тренируясь с детских лет (только в псевдоисторических фильмах новичок, впервые взявший в зрелом возрасти саблю или лук, вскоре на равных дерется с профессиональными воинами. Попробуйте выйти на профессиональный боксерский ринг, например, или поучаствуйте в боях ММА, начав готовиться с нуля!)

Социально-экономическое развитие Руси в XIV-XV вв. , боевые хололпы, фото
Конные боевые холопы с луками и в тегиляях. Фрагмент плана Москвы, составленного Сигизмундом Герберштейном в 1556 году.
Автор: Sigismund von Herberstein, общественное достояние

Для юноши, получившего военное воспитание, но неспособного снарядиться за свой счет, служба боевым холопом нередко была единственным способом сделать военную карьеру. Такое поступление на службу оформлялось заключением кабального договора, и, погасив долг, боевой холоп мог покинуть господина. А поскольку хозяин и его боевые холопы сражались бок о бок, они пользовались рядом льгот: хорошая еда, одежда, бытовые условия, а нередко получали от хозяина и землю — „служнюю пашню“. После боев холопы часто захватывали богатую добычу, так что возможность со временем выкупиться и самому стать помещиком была вполне реальной.

Возрождение ремесла и торговли приводило к изменениям социальной структуры городов. Так, среди ремесленников происходило расслоение — одни богатели, другие, разоряясь, зачастую подписывали кабальные договоры, становясь холопами. Для защиты своих интересов в условиях корпоративного общества ремесленники объединяются в артели (дружины) — аналог западноевропейских цехов. Зачастую ремесленники одной специальности селились компактно, на одной улице, строили свои церкви, вырабатывали особые правила.



Купцы (гости) также создавали объединения, по типу европейских гильдий. А когда купцы строили свои корпоративные церкви, те кроме культовых функций они нередко служили складами для товаров, наиболее распространенной такая практика была в Новгороде и Пскове. Жили торговцы и ремесленники обычно на посаде — территории близ городского кремля, отсюда и их название — посадские люди. Составляя очень небольшую долю населения Руси, они, тем не менее, играли значительную роль в  хозяйственной и политической жизни. Будучи заинтересованными в стабильности, они выступали союзниками сильной центральной власти, были противниками разорительных усобиц и зависимости от Орды.

Социально-экономическое развитие Руси в XIV-XV вв.: ереси

В городах появилось и новое для Руси явление — ереси. Первым массовым еретическим учением на Руси стало учение стригольников. Происхождение названия спорно, по одной версии, оно связано со стрижкой сукна или цирюльничеством, по другой — с особым обрядом посвящения, ритуальной стрижкой адептов. Впервые о стригольничестве упоминается в житии архиепископа новгородского Моисея.  Известно, что во время пожара в Новгороде в 1340 г. стригольники запирали церковные двери, чтобы нельзя было спасти от огня церковные ценности, разграбляли церковное имущество.

Стригольники отрицали ряд православных традиций, так, они считали, что службу можно проводить самим мирянам, без священников, не посещали храмы, не поклонялись иконам. В XV в. появилась ересь жидовствующих (иначе субботников), которая напоминала учение стригольников, но была более радикальной, жидовствующие осмеливались критиковать библейские тексты, особенно те, где говорилось о Святой Троице и воскрешении Христа. Учение получило свое название в связи с тем, что сложилось под влиянием иудаизма. В 1490 г. на церковном соборе жидовствующие были отлучены от церкви, а само учение предано анафеме.

Социально-экономическое развитие Руси в XIV-XV вв.:Собор 1490 года. Лицевой летописный свод, фото
Социально-экономическое развитие Руси в XIV-XV вв.

В 1504 г. также созвали церковный собор, посвященный борьбе с этой ересью, и четверо еретиков были приговорены к сожжению — нечастое явление на Руси, в отличие от Западной Европы.

Таким образом, в XIV-XV вв. в социально-экономическом развитии Руси произошли значительные изменения. Восстановление и развитие хозяйство, новые социальные группы — все это стало материальной основой становления Российского централизованного государства.


Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.