Разбор демонстрационной версии ОГЭ 2022 г по биологии, фото

Разбор демонстрационной версии ОГЭ 2022 г по биологии

Свой разбор демонстрационной версии ОГЭ 2022 г по биологии мы постарались сделать очень подробным, чтобы вы могли вспомнить отдельные темы и научиться правильно формулировать мысли. В варианте нет никаких изменений по сравнению с предыдущим годом. Но он и не лёгкий. Основной упор в нём сделан на анатомию человека, так как эта тема вами только пройдена. Но есть задания, требующие умения анализировать текст, схемы, таблицы и просто думать.




Часть 1

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–17 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК
ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

Задание 1

В изображённом на рисунке опыте экспериментатор поместил кристалл соли в каплю воды с живыми амёбами. Через некоторое время все они стали двигаться в одном направлении.

Какое ОБЩЕЕ свойство живого на примере амёбы иллюстрирует данный опыт?

Задание 1, фото




О свойствах живого написано в нашей статье: https://tvoiklas.ru/predmeti/biology/

Ответ: раздражимость

Это именно раздражимость, а не подвижность потому что тут представлена реакция амёб на концентрацию соли.

Задание 2

Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:

  1. из клеток состоят только животные и растения
  2. клетки всех организмов способны к фотосинтезу
  3. все организмы состоят из клеток
  4. клетки всех организмов имеют ядро

Вспомним клеточную теорию:

  • Клетка — это элементарная, структурно-функциональная единица всего живого.
  • Клетка — единая система, она включает множество закономерно связанных между собой элементов, представляющих целостное образование, состоящее из сопряжённых функциональных единиц — органелл.
  • Клетки всех организмов гомологичны (сопоставимы), они сходны по строению и химическому составу.
  • Клетка происходит только путём деления материнской клетки.
  • Жизнь организма может и должна быть сведена к сумме жизней составляющих его клеток.

Нам нужно определить ВЕРНО сформулированное положение клеточной теории. Разбираем варианты:

  1. Неверно, из клеток состоят не только растения и животные, но и представители других царств живой природы — грибов, бактерий, архей;
  2. Неверно, к фотосинтезу способны только клетки растений, некоторых бактерий, хромист и архей.
  3. Верно, не считая вирусов, все остальные организмы состоят из клеток.
  4. Неверно. Ядра нет в клетках прокариот.

Ответ: 3

Задание 3

Плесневые грибы человек использует при:

  1. выпечке хлеба
  2. силосовании кормов
  3. получении сыров
  4. приготовлении столового вина

Выбираем ВЕРНЫЙ ответ:

  1. хлеб выпекают при помощи одноклеточных грибов — дрожжей — неверный ответ;
  2. силосование кормов происходит под воздействием молочнокислых бактерий — неверный ответ;
  3. при изготовлении сыров рокфор, бри и камамбер применяют плесневые грибы Penicillium roqueforti и Penicillium camemberti. Верный ответ;
  4. столовые вина производятся путём брожения, осуществляемого прокариотами или дрожжами, но не плесневыми грибами.

Ответ: 3

Задание 4

У яблони, в отличие от сосны,

  1. тело составляют органы и ткани
  2. оплодотворение происходит при наличии воды
  3. зародыш является частью семени
  4. осуществляется двойное оплодотворение

Нам нужно сравнить признаки голосеменных (сосна): https://tvoiklas.ru/golosemennie/#Признаки_голосеменных

И покрытосеменных (яблоня): https://tvoiklas.ru/zvetkovie/#Признаки_цветковых_растений

Находим ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ признак покрытосеменных:

  1. органы и ткани есть как у голосеменных, так и у покрытосеменных;
  2. оплодотворение этих групп растений происходит независимо от воды;
  3. это тоже общий признак этих таксонов;
  4. двойное оплодотворение характерно только для покрытосеменных — верный ответ.

Ответ: 4

Задание 5

Поступление кислорода в тело гидры происходит через

  1. жаберные щели
  2. дыхальца
  3. стрекательные клетки щупалец
  4. всю поверхность тела

Тут написано про дыхание гидры: https://tvoiklas.ru/gidroidnie/#Жизнедеятельность_и_регенерация_гидр

Находим ВЕРНЫЙ ответ:

  1. жаберные щели характерны для рыб — неверный вариант
  2. дыхальца — внешние дыхательные отверстия клещей и насекомых
  3. стрекательные клетки щупалец отвечают за обездвижение жертв и защиту от нападающих
  4. верный ответ

Ответ: 4

Задание 6

Что из перечисленного отличает шимпанзе от человека?

  1. строение кисти
  2. постоянная температура тела
  3. общий план строения
  4. забота о потомстве

Правильный ответ под цифрой 1, шимпанзе — ближайшие родственники человека, но они не могут завязать шнурки на кроссовках, так как у них недостаточно хорошо противопоставлен остальным большой палец, пальцы длиннее и не могут производить тонких операций. Остальные признаки сходства шимпанзе и людей.

Задание 7

Нервные узлы в нервной системе человека относят к её

  1. периферическому отделу
  2. центральному отделу
  3. коре больших полушарий
  4. подкорковым ядрам

Нервная система делится на центральную и периферическую. К ЦНС относится головной и спинной мозг, а нервные узлы и нервы — это ПНС. Ответ: 1. Кора больших полушарий и подкорковые ядра находятся в головном мозге.

Задание 8

Какой сустав человека изображён на рентгеновском снимке?

  1. тазобедренный
  2. коленный
  3. плечевой
  4. локтевой

Задание 8, фото

На снимке хорошо видны рёбра и плечевая кость, значит подходит только один ответ: 3.

Задание 9

Какой иммунитет возникает у ребёнка после перенесения им инфекционного заболевания?

  1. естественный врождённый
  2. естественный приобретённый
  3. искусственный активный
  4. искусственный пассивный
Задание 9, фото
Источник изображения: https://present5.com/presentation/1/1470722_444552615.pdf-img/1470722_444552615.pdf-12.jpg

Этот иммунитет естественный, т. е. возникший без вмешательства человека. Он приобретённый, так как не передался по наследству, а появился после перенесённой болезни.

Ответ: 2

Задание 10

Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?

  1. участвуют в образовании водорастворимых витаминов
  2. повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
  3. нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества
  4. увеличивают поверхность соприкосновения пищи со стенкой кишечника

В тонком кишечнике происходит продолжение расщепления пищи при помощи ферментов и всасывание растворённых веществ в кровь и лимфу. Водорастворимые витамины образуются бактериями в толстой кишке человека, скорость передвижения пищи при переваривании обеспечивает постепенное сокращение стенок кишки — перистальтика. Вредные вещества нейтрализуются муцином ротовой полости и соляной кислотой желудка. Значит ответ: 4.

Задание 11

Где расположены рецепторы, позволяющие изображённому на рисунке гимнасту выполнять данные упражнения?

Задание 11, фото

  1. полукружные каналы
  2. гипоталамус
  3. кора больших полушарий
  4. улитка

Вестибулярный аппарат (орган равновесия) находится у нас во внутреннем ухе. Но это не улитка, она отвечает за восприятие звуков. Орган равновесия — это преддверие и 3 полукружных канала внутреннего уха.

Ответ: 1

Задание 12

Великий русский учёный XIX в. И.М. Сеченов утверждал: «Человек без … остался бы вечно в положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска?

  1. характер
  2. память
  3. эмоция
  4. темперамент

Все эти черты врождённые, они развиваются в течение жизни. Но только память делает человека взрослым, рассудительным, много знающим. Что бы было, если бы мы каждый день снова учились есть ложкой, забывали бы всех своих родных, хотя такие болезни у людей бывают.

Ответ: 2

Задание 13

Если кровь из раны вытекает сильной пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кровотечение у пострадавшего

  1. венозное, и достаточно наложить тугую повязку
  2. артериальное, и достаточно наложить тугую повязку
  3. артериальное, и необходимо наложить жгут
  4. венозное, и необходимо наложить жгут

Ярко-алая кровь — артериальная. При артериальном кровотечении всегда накладывают жгут.

Ответ: 2

Задание 14

Какова роль разрушителей (редуцентов) в экологических сообществах?

  1. обеспечивают производителей минеральным питанием
  2. синтезируют глюкозу из неорганических веществ
  3. поедают живые растительные организмы
  4. служат дополнительным источником энергии для агроценозов

Редуценты (деструкторы) разлагают мёртвую органику до конечных продуктов — воды, углекислого газа и минеральных веществ, которые потом используют продуценты. Редуцентами являются грибы прокариоты и некоторые протисты.

Ответ: 1

Задание 15

На рисунке изображён отпечаток археоптерикса. Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними

  1. птицами и млекопитающими
  2. пресмыкающимися и птицами
  3. пресмыкающимися и млекопитающими
  4. земноводными и птицами

Задание 15, фото

Archaeopteryx — животное размером с ворону, обладавшее промежуточными признаками между пресмыкающимися и птицами. Он жил около 150 млн. лет назад. Все его окаменелости были найдены в Германии и датируются верхним юрским периодом мезозойской эры. Когда-то он был самым древним известным людям динозавром, имеющим перья. Сегодня палеонтологи открыли более древних пернатых рептилий, например конфуциусорниса. Причём их тело даже больше подходило для полёта.

Вместе с другими пернатыми динозаврами энанциорнисами, жившими раньше и распространёнными по всему свету, археоптерикса теперь стали относить к группе ящерохвостые птицы. Современные птицы относятся к веерохвостым. Ящерохвостых и веерохвостых птиц не считают звеньями одной эволюционной линии, но в учебниках продолжают преподносить в качестве предков птиц.

Существенные отличия ящерохвостых в строении пера. Их опахала не были разделены на бороздки, а имели сплошную структуру с повышенной прочностью и устойчивостью к изгибам. Характерное для археоптерикса оперение длинного хвоста и формирующее крыло, вилочка и др. особенности скелета, которые раньше приписывались исключительно птицам, обнаружены у нескольких хищных динозавров.

Споры по поводу археоптерикса не закончились даже с появлением новых ископаемых остатков (всего их найдено 11). По-прежнему непонятно, наземным или древесным было это животное, могло ли активно летать или было пассивным планёром, теплокровное оно или холоднокровное, к одному ли виду принадлежат все найденные экземпляры или к разным. Но постоянно появляются всё новые исследования на эту тему. Например, недавно были опубликованы работы с доказательствами, что археоптерикс мог летать как куропатка.

Признаки археоптерикса, роднившие его с пресмыкающимися:

  • наличие зубов на челюстях (клюва у них не было);
  • длинный хвост более чем из 20 несросшихся позвонков (у птиц сросшиеся);
  • толстостенные без полостей внутри кости;
  • двояковогнутые позвонки;
  • сохранение в передней лапе 3 полноценных пальцев: 1, 2 и 3, при редукции 4 и 5, что роднит их с тераподными динозаврами;
  • парный яйцеклад;
  • наличие диафрагмы между грудиной и брюшной полостью.

Источник: https://vk.com/wall-162463054?q=%23биология_ЕГЭ

Ответ: 2

Задание 16

Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

Задание 16, фото

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1. лизосома
  2. вакуоль
  3. рибосома
  4. клеточный центр

Вспоминаем:

  1. лизосомы — одномембранные пузырьки с ферментами внутри, которые осуществляют расщепление (лизис) органических веществ для их дальнейшего разложения или удаления из клетки;
  2. вакуоли — пузырьки с запасным клеточным соком, отвечают за тургор клетки;
  3. рибосомы — органеллы, в которых происходит синтез белка (трансляция);
  4. клеточный центр состоит из двух центриолей, которые участвуют в распределении хромосом клетки при её делении, также там производятся тубулиновые трубки.

Ответ: 3

Задание 17

Верны ли следующие суждения о цепях питания?

А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.

Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии УМЕНЬШАЕТСЯ, значит утверждение под буквой А неверное. Цепи питания бывают пастбищными (начинаются с продуцентов) и детритными (начинаются с мёртвого органического вещества). С органических останков начинаются детритные цепи питания.

Ответ: 2

Задание 18

Изучите график зависимости скорости одной из ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (°С), а по оси у — относительная скорость химической реакции (усл. ед.)).

Задание 18, фото

Какие два из приведённых ниже описаний характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

Скорость ферментативной реакции в холоднокровном организме

  1. с повышением его температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает
  2. с повышением его температуры непрерывно медленно растёт
  3. имеет минимальное значение в интервале 20–25 усл. ед.
  4. с повышением его температуры растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается
  5. достигает максимума при его температуре в интервале 37–39 ºС

Ищем ВЕРНЫЕ характеристики, анализируя график:

  1. неверно — с повышением температуры скорость реакции резко растёт
  2. неверно — рост не непрерывный, с достижением максимума он падает, да и рост быстрый, а не медленный
  3. неверно — на графике видно, что минимальная ферментативная реакция наблюдается при 45 усл. ед.
  4. верно
  5. верно

Ответ: 45

Задание 19

Что из перечисленного может стать причиной заражения ВИЧ (заболевания СПИДом)?

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. пользование общественным туалетом
  2. поцелуй в щёку зараженного ВИЧ
  3. беседа с больным СПИДом
  4. вступление в интимную связь с заболевшим СПИДом
  5. многократное использование одноразового шприца
  6. нанесение татуировки нестерильными инструментами

Вирус иммунодефицита человека передаётся в кровь, с кровью, со спермой, вагинальной жидкостью или грудным молоком.

Способы передачи ВИЧ, фото
Источник изображения: https://static.ngs.ru/news/99/preview/1f2c426fdfb304ef700b35defa5a8dee0b9290b8_1000.jpg

Ответ: 456

Задание 20

Известно, что пырей ползучий — многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  1. Растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий.
  2. Питательные вещества у пырея откладываются в хорошо развитые подземные побеги.
  3. Фрагменты корневища пырея не отмирают в почве в течение двух-трёх лет.
  4. Растение служит кормом для домашнего скота.
  5. Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).
  6. Сок свежих листьев в народной медицине используют для лечения простуды, бронхита и пневмонии.

Выделяем в тексте ключевые слова: многолетнее, сорное, корневищное. Будем выбирать только пункты с высказываниями, соответствующими им.

Ответ: 123

Объясним почему так:

  1. Подходит потому, что в тексте говорится, что пырей ползучий — сорное растение.
  2. Верно, так как корневище — это видоизменённый побег. О корневище в тексте тоже было сказано.
  3. Верно, у многолетних растений подземные побеги живут в течение 2-3 лет.
  4. Травоядные едят пырей, но об этом нам не было ничего сказано в тексте задания.
  5. Тоже верное утверждение, но оно не относится к тексту.
  6. То же что и выше.

Задание 21

Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки.

Б) Подавляющее большинство представителей — хищники.

В) Тело животных состоит из головы, груди и брюшка.

Г) Животные, как правило, поглощают только жидкую пищу.

Д) Животные имеют четыре пары ходильных ног.

Е) На голове животных располагаются простые и сложные глаза.

КЛАССЫ

1) Насекомые

2) Паукообразные

Разбор:

А) стадия куколки есть у большинства насекомых, у паукообразных её нет — 1

Б) среди насекомых есть разные группы по способу питания, а вот паукообразные почти все хищники — 2

В) у паукообразных тагмы тела чаще слиты, особенно это характерно для клещей, у них тело сплошное. Для насекомых же характерно наличие трёх отделов тела — головы, груди и брюшка — 1

Г) внекишечное пищеварение и поглощение растворённой пищи характерно для пауков — 2

Д) у насекомых 6 ног (3 пары), у паукообразных 8 — 2

Е) у паукообразных глаза простые, у насекомых и простые и сложные — 1

Ответ: 121221

Задание 22

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян огурцов. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности в таблицу.

1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.

2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.

3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.

4) Через несколько дней обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.

5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.

6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.

Тут просто нужно последовательность действий смотреть по логике. Если есть пункт — положите сухую фильтровальную бумагу на дно тарелки, значит он будет перед пунктом — смочите фильтровальную бумагу водой и т. д.

Ответ: 531264

Задание 23

Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.

Перечень слов:

  1. клонирование
  2. митоз
  3. половое
  4. почкование
  5. бесполое
  6. оплодотворение
  7. спора
  8. гамета

В природе существует два способа размножения: половое (3) и бесполое (5) , тут даны термины «клонирование», но этот способ бесполого размножения, изобретённый человеком, его нет в природе, а «почкование» — один из типов бесполого размножения. О том что первым нужно вставить именно термин «половое», а не «бесполое» нам говорит второе предложение. Там говорится о первом (половом) способе — слияние мужских и женских гамет (половых клеток) называется оплодотворением. Значит второе предложение будет таким: первый способ связан с оплодотворением (6), происходящим в результате слияния мужских и женских гамет (8). В последнем предложении — подсказка для того, чтобы мы вспомнили второй термин — «бесполое».

Ответ: 3568

Задание 24

Рассмотрите фотографию кошки серо-белого окраса. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.

Задание 24 (1), фото

Задание 24 (2), фото

А) Окрас шерсти мне представляется похожим на табби, но в ответе от ФИПИ цифра 2, наверное потому, что нет пятен по дикому типу и полосы выражены слабо. С другими вариантами спутать трудно.

Б) Форму ушей спутать трудно, они загнуты назад, как будто вывернуты — 4

В) Линейкой и карандашом проводим фигуру вокруг головы кошки и видим, что получается равнобедренный треугольник. Значит правильный ответ 3

Г) Круглые и округлые глаза — эти варианты можно отбросить сразу, а из двух других придётся выбирать, пользуясь линейкой и карандашом. Проводим перпендикуляры из углов глаз и между самыми выдающимися точками их верха и низа. Если точка пересечения по середине, то это овальные глаза, если смещена вверх, то миндалевидные. Ответ 4

Но есть ещё задание и под буквой Д). Исходя из фрагмента описания породы, определите, соответствует ли данная особь по признакам, определяемым по фотографии, стандартам американский кёрл.

Породу отличает многообразие окрасов короткошерстных и длинношерстных кошек. Для породы характерны клиновидная форма головы и большие миндалевидные глаза. Главная особенность породы — широкие у основания и закрученные назад уши. У каждой особи своя степень закрученности уха.

1) соответствует

2) не соответствует

Ответ: 1

Общий ответ: 24341

Часть 2

В ней даны задания с развёрнутым ответом. Важно написать ответ как можно подробнее, чтобы что-то не упустить. Но биологических ошибок совершать нельзя, за них будут снимать баллы.

Задание 25

Рассмотрите рисунки 1 и 2 с изображениями стоп человека. Как называют заболевание стопы, изображённой на рисунке 2? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

Задание 25, фото

Отвечаем на каждый вопрос по-очереди, нумеруя ответы цифрами:

  1. Заболевание стопы, изображённое на рисунке 2, называется плоскостопием.
  2. Причиной плоскостопия может быть генетическая предрасположенность (другие варианты: обувь не по размеру, ношение в подростковом возрасте обуви на высоком каблуке, недостаточная физическая нагрузка, избыточная масса тела, работа в стоячем положении), варианты можно продолжать, но учтут ли те, которых нет в перечне ответов, не ясно).

Задание 26

Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали еду с живыми возбудителями гепатита, а другой (контрольной) давали термически обработанную еду, в которой возбудители гепатита погибли. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми возбудителями, но не меняется у мышей, получавших стерильную еду.

Почему контрольную группу мышей кормили едой с убитыми возбудителями гепатита, а не едой с полным отсутствием возбудителей данного заболевания?

Размышляем:

В еде с полным отсутствием возбудителей нет не только самих возбудителей, но и продуктов их жизнедеятельности. В еде со специально заранее убитыми возбудителями продукты жизнедеятельности присутствуют. Значит исследовали влияние на развитие гепатита не только самих бактерий, но и продуктов их жизнедеятельности.

Ответ:

  1. живые бактерии вызывают гепатит у мышей;
  2. если бы в контроле использовалась еда с полным отсутствием возбудителей гепатита, то было бы непонятно, что вызывает заболевание: сами возбудители или продукты их жизнедеятельности (распада).

Не знаю зачем первый ответ, ведь такого вопроса не было.

Задание 27

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель.

В XVII в. Ф. Реди высказал предположение, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. С этой целью он провёл эксперимент. В четыре банки исследователь положил по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл банки марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. В четыре другие аналогичные банки он положил соответственно такие же куски мяса, но оставил банки открытыми. В закрытые банки мухи попасть не могли. Через некоторое время в кусках мяса, лежавших в открытых (контрольных) сосудах, появились черви. В закрытых банках червей обнаружено не было.

В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий.

Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, считавших, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого и неживого.

Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.

  1. Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди?
  2. Чем условия эксперимента с контрольными банками отличались от условий в экспериментальных банках?
  3. Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?

Отвечаем:

  1. Ф. Реди использовал следующее оборудование: 8 банок, куски змеи, угря, рыбы, говядины, марлю.
  2. Экспериментальные банки были накрыты марлей, в них не могли попасть мухи, а контрольные банки накрыты марлей небыли, и мухи туда попадали.
  3. Объектом исследования в опытах Л. Пастера были микроскопические организмы — споры грибов и бактерии.

Задание 28

Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Задание 28, фото

1) Концентрация какого неорганического вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?

2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?

Отвечаем, анализируя данные:

  1. Белки, жиры, гликоген, глюкоза, мочевина и мочевая кислота — это органические вещества. Значит смотрим только натрий, хлор и калий. Меньше всего изменилось количество натрия.
  2. Белков, жиров и гликогена нет как в первичной, так и во вторичной моче, этот вариант нам не подходит. Есть в первичной, но отсутствует во вторичной только глюкоза. Она возвращается обратно в кровь в результате вторичного всасывания в извитых канальцах нефронов почек. Глюкоза нужна организму и таким способом она сохраняется.

Ответ:

  1. натрия (натрия в составе солей);
  2. глюкоза;
  3. в извитых каналах нефронов глюкоза активно всасывается в кровь.

Задание 29

Задание 29, фото

Задание 29 (1), фото

В понедельник девятиклассник Василий в школьной столовой выбрал на обед следующие блюда: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

1) Какова энергетическая ценность этого школьного обеда?

2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?

3) Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.

Как решать?

  1. Находим в таблице все блюда, съеденные Василием, записываем их энергетическую ценность (она в последнем столбце) и складываем на калькуляторе. Ответ можно округлить или не округлять.

борщ из свежей капусты с картофелем — 92, 3

мясные биточки (2 шт.) — 266, 6+266,6= 533,2

гарниром из отварных макарон — 218,9

чай с сахаром — 68,0

кусок ржаного хлеба — 135,7

92,3+533,2+218,9+68,0+135,7=148,1 ккал, или 148 ккал

2) Теперь будем считать только углеводы в тех же блюдах

борщ из свежей капусты с картофелем — 11,6

мясные биточки (2 шт.) — 9,3+9,3=18,6

гарниром из отварных макарон — 38,7

чай с сахаром — 14,0

кусок ржаного хлеба — 28,2

11,6+18,6+38,7+14,0+28,2=111,1 г, или 111 г,  столько Василий получил углеводов во время обеда.

Для подростка 14 лет норма углеводов составляет 375 г. Отнимаем от этого количества, то, что он уже получил с обедом 375-111=264 г

3) В организме любого человека (не только подростка), да и любого живого существа, основной функцией углеводов является энергетическая, можно написать только её.

Ответ:

1) энергетическая ценность обеда — 1048,1 ккал, или 1048 ккал;

2) необходимо дополнительно 263,9 г (264 г) углеводов;

3) энергетическая




Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©