ЕГЭ/биология, фото

Разбор перспективной модели ЕГЭ/биология 2022 — всё оставшееся

Блок 1: задания 18-21

Перспективная модель ЕГЭ/биология 2022, фото




Задание 18

Задание 18, фото

Вспоминаем термины:

  • Аэробионт — от слов аэро- — воздух; бионт- — организм, приспособленный к определённой среде обитания. Значит нам нужен организм, обитающий в воздушной среде.
  • Консументы — организмы, потребляющие готовые органические вещества.

Пищевые цепи начинаются с продуцентов (организмов, синтезирующих органику — растений, бактерий). Ими уже питаются консументы. Консументы I порядка — личинки насекомых, белка, сосновый слоник, сибирский шелкопряд. Консументы II порядка питаются консументами I порядка — это например, синица, пеночка, куница. Ястреб же поедает консументов II порядка и живёт в воздушной среде. Есть консумент III порядка – куница, который не живёт в воздушной среде.

Ответ: А

Задание 19

Задание 19, фото





Выбираем ВЕРНЫЕ ответы, смотрим, какие факторы приводят к УМЕНЬШЕНИЮ численности личинок пяденицы (Д).

  1. Верно — если уменьшится количество деревьев, листьями которых питается личинки пяденицы, им нечего будет есть, и их количество уменьшится.
  2. Неверно, если синиц будет меньше, то количество личинок увеличится.
  3. Неверно — если белок будет меньше, то они будут меньше поедать растений и корма для личинок останется больше, их число увеличится.
  4. Верно — отстрел ястребов приведёт к увеличению численности синиц и пеночек, которые больше съедят личинок пядениц.
  5. Спорный ответ. С одной стороны, если будет больше мышей, то будет больше куниц, а соответственно и меньше белок, еды для личинок будет больше. С другой стороны разросшаяся популяция мышей тоже питается растительной пищей. Пока оставим этот вопрос.
  6. Верно — сосновые пилильщики вредят древесине, от этого погибают деревья. Численность личинок пяденицы уменьшится.

Ответ: 146

Задание 20

Задание 20, фото

Здесь просто нужно вспомнить, что такое палеонтология — наука, изучающая вымерших животных и растения, населявшие Землю в прошлые геологические эпохи и эмбриология — наука о развитии зародыша (эмбриона).

Ответ: 21121

Задание 21

Задание 21, фото

  • Сначала человек пользовался готовыми предметами — 3
  • Позже он научился скалывать камни — 4
  • Обработка камня — более сложная задача, она возникла позже — 1
  • После Каменного был Медный век — 2
  • А только потом наступил век Железный — 5

Ответ: 34125

Блок 2, задания 18-21

Блок 2, задания 18-21, фото

Задание 18

Задание 18, фото

Задание выполнить легко, если вы помните, что копчиковая железа есть только у птиц. Можно отсекать данные по частям — амниотической оболочкой зародыш защищён у всех, начиная с амниот, волосяной покров отсутствует у рептилий и птиц, а дальше следует вспомнить, у кого из них есть копчиковая железа — только у птиц.

Ответ: З

Задание 19

Задание 19, фото

Отличительные и общие признаки птиц и рептилий, фото

Ответ: 145

Задание 20

Задание 20, фото

Редуценты (от лат. Redusens — возвращающий) — организмы, разрушающие мёртвое органическое вещество до неорганических соединений (воды, аммиака и углекислого газа), которые затем используются продуцентами. Их также называют деструкторами, от детритофагов они отличаются отсутствием экскрементов. Основными редуцентами являются бактерии, грибы, простейшие. Значит, из представленного списка нам нужно выбрать грибы, бактерий или простейших и отнести их к цифре 2.

  1. Плесневый гриб — 2
  2. Эндопаразиты — чаще всего консументы — 1
  3. Зоопланктон — животные, питающиеся растениями — 1
  4. Сапрофитные бактерии разлагают мёртвую органику — 2
  5. Паразитические растения — 1

Ответ: 21121

Задание 21

Задание 21, фото

Про парниковый эффект почитайте тут: https://tvoiklas.ru/atmosfera-zemli-obchiaa-xarakteristica/#Парниковый_эффект_в_атмосфере

  1. Если сжигать много угля, то сначала начнёт увеличиваться концентрация углекислого газа в атмосфере (он же при горении вырабатывается) — 5.
  2. Проходя через атмосферу, отражённое инфракрасное излучение будет поглощаться углекислым газом, а не уходить в космос — 3.
  3. Поглощенная энергия подогревает атмосферу, и в результате возникает излучение, распространяющееся обратно к поверхности Земли; его называют противоизлучением атмосферы. Происходит подогрев земной поверхности в данном случае уже не излучением Солнца, а излучением атмосферы — 1.
  4. Из-за высокой температуры воздуха начнут таять ледники — 4.
  5. И в земной коре образуются провалы — 2.

Ответ: 53142

Часть 2. Задание 22

Задание 22, фото

Вопрос лёгкий, просто нужно уметь работать с осью координат. По графику видно, что при повышении температуры (она отмечена на оси Х) количество появляющихся клеток в час сначала растёт до температуры 34-36°, здесь скорость размножения бактерий достигает максимума. Затем при повышении температуры скорость начинает снижаться.

Ответы: скорость размножения растёт до температуры 35–36 °C, а затем снижается ИЛИ скорость размножения растёт до определённого максимума, а затем снижается.

Задание ЕГЭ, фото

Задание 23

Задание 23, фото

Задавать в этом эксперименте можно мощность лампы, а уже от величины ее светового потока будет зависеть количество выделяемого кислорода при фотосинтезе (мы же помним, что кислород при фотосинтезе выделяется и его количество зависит, в том числе, и от освещённости).

Ответ: 1) зависимая переменная — количество выделяемого растением кислорода;

2) независимая переменная — интенсивность освещения (мощность лампы).

Задание 24, вариант 1

Задание 24, вариант 1, фото

Первый параметр, который сразу приходит в голову — это время. Его легко контролировать при помощи данного для эксперимента оборудования — среди них же перечислен секундомер.

Также нужно следить за постоянством количества света. Если есть дополнительные источники света (солнечный, искусственного освещения), то их для эксперимента нужно изолировать, чтобы осталась только свет от нужной нам лампы. Из тех инструментов, что у нас «есть», для этого подойдёт фольга, ей можно обернуть колбу с водным растением и поставить так, чтобы необёрнутая часть была освещена только лампой.

Расстояние от источника света тоже влияет на скорость фотосинтеза, поэтому этот параметр тоже при эксперименте нужно контролировать. Но у нас нет линейки, можно бы отрезать кусочек фольги и отмерить всё им, но нет, такой ответ не предусмотрен. В нём чётко указано, что чтобы этот ответ был засчитан нужно написать об отметках на столе точками. Но стоп! А разве среди данных предметов у нас есть такой, которым мы можем поставить точки?

Мы могли бы написать, что можно следить за постоянством температуры воды, благо градусник у нас есть. Но вот беда, воды-то у нас и нет).

Ответ из электронного пособия ФИПИ:

1) назван параметр: сторонние (иные) источники света;

2) дано объяснение: колба будет обёрнута фольгой, будет оставлено только окно напротив источника света;

ИЛИ

1) назван параметр: расстояние от источника света до растения;

2) дано объяснение: обозначить на столе точки установки лампы и колбы с растением; без обозначения на столе точек установки этот элемент не засчитывается, поскольку среди оборудования нет ничего, позволяющего измерить расстояние;

ИЛИ

1) назван параметр: время реакции (промежуток времени измерения);

2) описан метод контроля дано объяснение: с помощью секундомера следить, чтобы время реакции (время измерения) с каждым источником света было одинаковым.

Задание 24, вариант 2

Задание 24, вариант 2, фото

Для достоверности получения данных в любых исследованиях проводят его точные копии несколько раз, а потом находят средние результаты. Но в ответах дан и другой вариант.

Ответ:

1) сделать по несколько повторов с каждой лампой;

2) посчитать среднее значение по повторам для каждой лампы;

ИЛИ

1) контролировать больше параметров эксперимента:

2) поддерживать постоянными (именно «контролировать» или «поддерживать постоянными», просто «измерять» недостаточно) температуру воды, расстояние от колбы до источника света, убрать дополнительные источники света, контролировать содержание углекислого газа в воде, время протекания процесса (время измерений с каждым источником света) (должно быть указано не менее двух из перечисленных параметров).

Задание 25

Задание 25, фото

В жизнедеятельности растений и в процессе фотосинтеза участвуют ферменты. Ферменты — это белки, для работы которых нужна определённая температура. Как при низкой, так и при сильно высокой температуре белки разрушаются (денатурируют). Поэтому вначале при повышении температуры до оптимальной скорость фотосинтеза возрастает, а после начинает падать.

Ответ:

Ответ от ФИПИ, фото

Задание 26, вариант 1

Задание 26, вариант 1, фото

Задание 26, вариант 1 (1), фото

В эксперименте для различения вариантов ДНК применяли изотопы азота  15 и 14 — это метод меченых атомов. Плотность выделенной из этих клеток ДНК оказалась больше плотности ДНК бактерий, выращенных в среде, богатой 14N, но меньше плотности ДНК бактерий, выращенных в 15N среде. Это противоречило гипотезе о консервативном характере репликации ДНК, при котором ДНК разделились бы на две фракции с высокой и низкой плотностью, но не с промежуточной.

Ответ по канонам ФИПИ:

1) метод меченных атомов;

2) появление после первой репликации одной гибридной (смешанной) молекулы ДНК доказало, что это не консервативный механизм;

3) при консервативном механизме получилось бы две молекулы ДНК (тяжёлая и лёгкая).

Задание 26, вариант 2

Задание 26, вариант 2, фото

По рисунку просто нужно найти совпадающие полоски у ребёнка и предполагаемого отца. Они встречаются только в пробе 4. Они не должны совпадать с материнскими, ведь мать и отец не родственники.

Ответ:

1) ДНК отца находится в четвёртой пробе;

2) ребёнок имеет полосы ДНК, не совпадающие с ДНК матери;

3) в пробах 1–3 нет полос, аналогичных полосам ДНК ребенка, которые не совпадают с ДНК матери;

4) в пробе 4 присутствуют все эти полосы ДНК (отсутствующие у матери).

Задание 27

Задание 27 , фото

Задание, в котором надо уметь анализировать текст и работать с данными. Проецируем полоску восприятия звуков летучей мыши на математический луч (проводим перпендикуляры) и видим, что она слышит в диапазоне от 1 до 150 кГц. От 1 до 20 — это слышимый звук, а всё что выше – ультразвук.

Ответ:

1) ультразвук;

2) животное испускает высокочастотные звуки (например, с помощью голосовых связок),

3) эти звуки отражаются от объектов и улавливаются органом слуха данного животного;

4) эхолокация позволяет ориентироваться в пространстве в условиях темноты или низкой освещенности (охотиться, взаимодействовать с другими особями);

5) эхолоты используются человеком для поиска рыбы во время рыбалки;

6) эхолоты используются человеком для определения рельефа дна в водоемах.

Задание 28, вариант 1

Задание 28, вариант 1, фото

Бактерии, участвующие в круговороте азота, делят на несколько экологических групп:

  1. Азотфиксирующие бактерии — фиксируют азот атмосферы и превращают его в аммиак: N2 –—азотфиксаторы–—®→ NН3 (аммиак, он и есть нитрит, или соединение аммония).
  1. Нитрифицирующие бактерии — превращают NH3 в нитриты NO2- и нитраты NO3-: NH3 нитрозные бактерии ®→ NO2- нитратные бактерии ®→ NO3- (нитрат, или соль азотной кислоты).

Нитриты и нитраты являются формами, в которых азот усваивают растения. Растения вводят нитраты в аминогруппы своих белков. Из тел организмов соединения азота снова поступают в среду в виде мертвых тел растений и животных и прижизненных выделений животных — мочевины, мочевой кислоты и других.

Ответ:

1) растения поглощают соединения азота из почвы в виде нитратов и соединений аммония;

2) нитраты могут появиться в почве в результате нитрификации;

3) соединения аммония появляются в почве в результате фиксации атмосферного азота;

4) при отсутствии нитратов и соединений аммония (недостатке азота) гибнут растения и, следовательно, погибает экосистема.

Задание 28, вариант 2

Задание 28, вариант 2, фото

Дополнительный материал

Любые сообщества динамичны. Изменения в них могут быть циклическими (суточные, сезонные) и поступательными — приводящими к изменению в структуре сообщества, смене одного другим (сукцессия).

Сукцессии бывают:

  1. Деструктивными, или деградационными (гетеротрофными) — наблюдаются при использовании организмами какого-либо органического ресурса (пень, падаль, гриб), протекают, как правило, быстро, исключение — дерево, которое может гнить 20 лет. Заканчиваются разрушением сообщества и минерализацией органического вещества.
  2. Конструктивными (автогенными, саморазвивающимися) — сукцессии на заново осваиваемых территориях. Они бывают: первичными — проходят на территории, где ранее не существовало какого-либо сообщества — бархан, вулканический остров), где нет почвы, где первопоселенцами являются лишайники и вторичными — протекают на участках, где ранее существовал развитый биоценоз (лес после пожара). Заканчиваются автогенные сукцессии образованием устойчивых (климаксных) сообществ.

Ответ:

1) первичная сукцессия;

2) потому что начинается с экосистемы без сформированного почвенного слоя (начинается с лишайников и водорослей);

3) начинается именно с лишайников и водорослей, потому что им не требуется наличие плодородного слоя почвы.

Задание 28, вариант 3

Задание 28, вариант 3, фото

Задание 28, вариант 3(1), фото

Задание 28, вариант 3(2), фото

  1. Животные какого отряда являются ближайшими родственниками китообразных? Смотрим на филогенетическое древо, находим китообразных, и определяем с какой полоской соединяется их полоса (с парнокопытными).
  2. По изображенному филогенетическому древу определите, когда существовал общий предок бурого медведя и пятнистого оленя. Бурый медведь из отряда хищных, а пятнистый олень — парнокопытные. Смотрим по древу, когда разделились их отряды — 85 млн. лет назад.
  3. Какой эре и какому периоду это время соответствует? По геохронологической таблице смотрим, какой период и какая эра соответствует времени 85 млн. лет — Мезозойская эра, Меловой период.
  4. Почему в Австралии из плацентарных млекопитающих присутствует только человек и привезённые им животные? Австралия — изолированный (не соединённый с другими) материк. Для него характерны однопроходные и сумчатые, из однопроходных сформировались сумчатые на изолированном материке, а плацентарные появились в других местах и не смогли попасть в Австралию, потому что она уже была отделена. Почему там не сформировались свои плацентарные, непонятно, ведь все появились из однопроходных.

Ответ:

1) Парнокопытные;

2) 85 млн лет назад;

3) Мезозойская, Меловой;

4) из-за географической изоляции;

5) австралийский континент откололся от общего материка до того, как в ходе эволюции сформировались плацентарные млекопитающие.

Задание 29, вариант 1

Задание 29, вариант 1, фото

Задача решается обычно на дигибридное скрещивание при независимом наследовании т.к. признаки несцеплены, но расщепление будет необычным, так как часть особей умрёт. Почему берут дигетерозироты? Потому что в потомстве появляются все возможные варианты. Почему взяли нормальное оперение за доминантный признак — не знаю, может быть, это нужно выяснить в результате проб и ошибок. Обидно, что при этом теряется время на экзамене.

Ответ:

Ответ на генетическую задачу, фото
Разбор перспективной модели ЕГЭ/биология 2022 — всё оставшееся

Задание 29, вариант 2

Задание 29, вариант 2, фото

Таблица генетического кода, фото

Задание не трудное, надо просто помнить, что цепи нуклеиновых кислот антипараллельны, напротив 3/-конца пишем 5/-конец.

https://tvoiklas.ru/nukleinovie-kisloti/

Схема решения задачи включает:

1) по принципу комплементарности находим нуклеотидную последовательность участка ДНК:

5’ – ГЦГТАЦГТГЦТАГГА — 3’

3’ – ЦГЦАТГЦАЦГАТЦЦТ – 5’;

2) по принципу комплементарности находим нуклеотидную последовательность иРНК:

5’ – ГЦГУАЦГУГЦУАГГА – 3’;

3) по таблице генетического кода определяем последовательность вирусного белка:

ала-тир-вал-лей-гли.

Задание 30, вариант 1

Задание 30, вариант 1, фото

Опять математика. Если в соматическом ядре масса ДНК составляет 6•10-12  г, то в половой, которые нам и нужны для решения задачи, она в 2 раза меньше, т. е. 3•10-12 г. Умножаем 3 млн на 3•10-12 г, получаем 9*10-6, т.е. 0,000009 г. Ответ нужно дать в микрограммах. В одном грамме 1 000 000 мкг. Умножаем 0,000009*1 000 000=9 мкг.

Ответ:

1) сперматозоиды образуются в результате мейоза (сперматозоиды гаплоидны, а соматическая клетка диплоидна);

2) делим количество ДНК на 2:

6•10 -12 : 2 = 3•10 -12;

3) умножаем количество ДНК в одном сперматозоиде на 3 млн:

3•10 -12 • 3•10 6 = 9•10 -6;

4) в 1 г 1 000 000 (10 -6) мкг;

5) Получается в одном эякуляте человека 9 мкг ДНК.

Задание 30, вариант 2

Задание 30, вариант 2, фото

Биохимия и математика, ну совсем не из школьной программы. Вспоминаем общее уравнение фотосинтеза

6CO2 + 6H20 + hv (энергия квантов света) = C6H12O6 + 6O2

На одну молекулу глюкозы приходится 6 молекул воды.

Узнаем, какое количество воды тратится на производство 180 г глюкозы, для этого составим пропорцию. 900 умножаем на количество молекул воды (6) и на данное количество глюкозы (18) и всё это делим на 180. Получаем 540 г воды — это 0,54 л — столько растение потратило воды на производство глюкозы, а остальную воду оно затратило на транспирацию. От 200 отнимаем 0,54 получаем 199,46 л.

Можно считать и при помощи моль, что и содержит ответ от ФИПИ:

1) исходя из общего уравнения фотосинтеза на 1 молекулу глюкозы приходится 6 молекул воды;

2) 180 г — 1 моль, тогда 900 г глюкозы – это 5 моль;

3) на 5 моль глюкозы приходится 30 моль воды (поскольку соотношение 1:6 (см 1 элемент ответа));

4) 30 моль воды — это 540 г (0,54 кг) воды;

5) 540 г (0,54 кг) воды соответствует 0,54 л воды;

6) 200 – 0,54 = 199,46 л воды в сутки тратится на эвапотранспирацию.

Задание 30, вариант 3

Задание 30, вариант 3, фото

Задание про правило Линдемана, или правило 10%, оно говорит, что при переходе на следующий трофический уровень теряется 10% энергии. Можно писать объяснение словами, а можно нарисовать пирамиду, где каждый последующий (верхний) уровень будет меньше предыдущего. Подписываем нижний уровень исходным количеством килоджоулей, а далее убираем по 10% от предыдущего.

В задании также сказано, что нужно подписать роль организмов данного уровня (консументы, продуценты, не поняла, почему последний уровень нельзя назвать редуцентами).

Разбор перспективной модели ЕГЭ/биология 2022 - всё оставшееся, задание 30, вариант 3 - ответ, фото
Разбор перспективной модели ЕГЭ/биология 2022 — всё оставшееся

 




Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.

  

доступен плагин ATs Privacy Policy ©