Девушка и смартфон фото

Основные законы памяти

Вся наша жизнедеятельность связана с запоминанием и поэтому неудивительно, что часто можно услышать жалобы на плохую память. Она выглядит для нас загадкой: почему мы одно забываем, а другое помним? И, следовательно, возникает вопрос: как улучшить память, как сделать ее более продуктивной? И мы рассмотрим, как применяя обычные законы памяти, можно научиться запоминать быстрее.

1. Закон осмысления

При чтении материал запоминается лучше, если человек при этом размышляет. И есть приемы, которые делают запоминание более осмысленным. Увидев название книги или главы, не торопитесь ознакомиться, попробуйте определить, какая суть содержится в них. Если вы видите, что после череды обоснований автор подводит к выводу, не спешите читать, попробуйте вывести заключение сами. Читая, привыкайте разбивать текст на смысловые фрагменты, которые содержат законченную мысль.

Можно делать пометки на полях, фиксируя первую мысль, вторую, третью. Можно дать любой мысли свое наименование, привязать к ярким зрительным образам, связать между собой. Чем больше ассоциаций мы вызываем, тем лучше материал задержится в нашей памяти.

2. Закон интереса

Намного легче в памяти человека задерживается интересная тема и это потому, что мы не прикладываем дополнительных стараний – включается бессознательное запоминание. Но как вызвать интерес к предмету? Основа возникновения интереса – это цель.

Надо четко понять, зачем это надо. Увидеть практическую необходимость данной информации в будущем. Чтобы улучшить память, настройтесь на запоминание, пытайтесь максимально заинтересоваться темой. Доверяйте своей памяти!

3. Закон объема знаний

Чем больше запас знаний в определенной области, тем проще запомнить новый объем. Вновь поступившая информация связывается с теми знаниями, которыми человек обладает.

При знакомстве с материалом впервые, сравните его с хранящимся в нашей памяти, представьте ту область, к которой относится данный материал непосредственным или косвенным образом. Регулярное пополнение знаний, их систематизация обеспечивает хорошую работу памяти.

4. Закон готовности к запоминанию

Должно быть твердое намерение запомнить. Дайте себе команду на сохранение материала в долговременной памяти. При этом четко представляйте стоящую перед вами задачу. Если вы решите пересказать текст после прочтения, – результат будет намного лучше, чем если бы вы просто призывали себя читать более внимательно.

Определитесь со временем, к какому сроку вы должны запомнить, как долго эта информация должна храниться в вашей памяти. Такой настрой помогает запомнить лучше.

5. Закон одновременных впечатлений

Одновременно рождающиеся впечатления, обладают способностью пробуждать ассоциации. То есть если тяжело вспомнить что-то, нужно припомнить, что было в то же время. Появляющиеся друг за другом представления, вызывают из памяти последующие, а не предыдущие. Поэтому, например, в обычной последовательности алфавит проговорить легче, а наоборот сложнее. Материал можно запоминать двумя методами: целиком и по частям.

Если текст примерно равный по сложности, заучивать рекомендуется сразу целиком. Если материал неоднородный и сильно различается по сложности, то лучше применить смешанный метод: текст разбивается на отдельные части в соответствии с трудностью запоминания, затем заучивается подряд с небольшими остановками между частями (от предыдущей части переходить к следующей, а не возвращаться к началу) и отдельное усвоение более сложных частей.

6. Закон усиления первоначального впечатления

Чем сильнее впечатление от первого знакомства с информацией, которую хотим усвоить, тем выразительнее образ; чем больше потоков, по которым поступают сведения, тем надежнее запоминание. Есть два метода, способствующие усилению первого впечатления – это эмоциональный и рациональный.

При рациональном методе посылайте информацию по различным потокам: проговорите, нарисуйте, запишите, что смогли запомнить. Особенно удобно усваивать таким образом данные невербального характера – образы, действия, рисунки. Например, чтобы усилить впечатление от простого действия, достаточно его озвучить: «Чайник выключил, дом закрыл». При эмоциональном методе первое впечатление должно усиливаться различными эмоциями, связанными тем или иным образом с поступающей информацией.

7. Закон торможения

Любое дальнейшее запоминание тормозит предыдущее. Лучшее средство выкинуть из головы только что усвоенное – тут же вдогонку попытаться заучить подобный материал. Чем больше новая информация походит на старую, тем хуже старая оставляет свой след в памяти. Например, если вам нужно делать уроки по литературе, философии, химии, то последовательность: философия, химия, литература – будет продуктивнее, чем философия, литература, химия.

Если есть очень сложный урок среди заданных, нужно установить такой порядок запоминания, чтобы он не оказал тормозящее действие на другие. И лучше начать с тяжелого, так как голова еще не загружена, и предыдущей информации нет, влиять пока не на что. И помните, что второй урок должен быть отличен от первого, а третий – от второго. А если все они сходные, например, немецкий, литература и философия, то сначала выучить потруднее, потом полегче, и в конце самый легкий. Длительность интервала снижающая торможение до «приемлемого уровня» — примерно 15 минут. В этот период должна отсутствовать какая-либо деятельность.

Сделаем вывод по законам памяти. Информация лучше запоминается, если она интересна; если человек уже обладает большим объемом сведений в похожей сфере; если дан настрой по длительности и точности запоминания; если текст был обдуман, понятен, подвержен классификации; если заучивался с делением на смысловые фрагменты и не раз воспроизводился.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.