Опричники въезжают в город. Рисунок А. М. Васнецова (эскиз декорации к опере П. И. Чайковского «Опричник»), 1911 г.

Опричнина

До сих пор нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое опричнина. Как много споров вызвало это явление! Различные исторические оценки, целые концепции взглядов, споры о значении в истории Российского государства. Попытаемся разобраться в таком сложном и противоречивом явлении российской истории второй половины XVI в.


По каким причинам возникла опричнина?

Понятие «опричнина» имеет два значения:

  • Во-первых, это особая территория, выделенная царём в личное владение, своеобразное государство в государстве со своим особым войском — опричниками, своей столицей — Александровой слободой;
  • во-вторых, это политика Ивана Грозного, отличающаяся особой жестокостью, репрессиями в отношении старой княжеско-боярской знати.

С чего же она началась и чем была вызвана? Как известно, начало правления Ивана IV было связано с деятельностью так называемой Избранной рады. Однако по мере взросления он всё больше тяготился опекой своих советников, к тому же между ними назревали серьёзные противоречия.

Болезнь Ивана IV (1553 г.) показала, что лидеры Избранной рады — Алексей Адашев и священник Сильвестр — отказались присягнуть Дмитрию, сыну царя, и решили в случае смерти Ивана передать престол Владимиру Андреевичу Старицкому, двоюродному брату властителя.

Болезнь Ивана Грозного в 1553 году, фото

Спустя семь лет, в 1560 г., скончалась любимая жена правителя — Анастасия Романовна, в её смерти он обвинил всё тех же Сильвестра и Адашева. Вскоре Избранную раду разогнали, но это было лишь началом перемен. Переломным стал 1564 г. Ещё годом ранее у России началась полоса поражений в Ливонской войне. В 1564 г. Иван IV попытался организовать большое наступление, но вновь потерпел крупное поражение.

Испугавшись расправы, в Литву бежал воевода, князь Андрей Курбский, бывший одним из самых близких к царю людей. Всё это вызвало у Грозного раздражение, злобу, стремление любой ценой укрепить свою власть, сделав всех своих подданных — от земледельцев до князей — своими холопами, обязанными повиноваться его воле.

Обстановка в стране становилась всё более напряженной, и в начале декабря 1564 г. царь решился на небывалый шаг — покинуть столицу. Третьего декабря, в воскресенье, из Кремля выехал огромный обоз — сам Иван IV с новой женой, Марией Темрюковной, свитой, охраной двинулся неведомо куда, забрав с собой царскую казну, кресты, иконы. Посетив село Коломенское, спустя месяц он прибыл в Александровскую слободу — ныне город Александров Владимирской области.

Оттуда отправил в Москву две грамоты — митрополиту Афанасию и московскому черному люду. В первом послании заявил, что отрекается от престола в пользу юного Ивана Ивановича, так как гневается на бояр, воеводских, приказных и церковных людей за их беспрестанные измены и не может поэтому оставаться у власти. А вот второе послание призывало посадский люд не беспокоиться: царь на них не гневается, и опала им не грозит.


Как видим, это был классический ход по принципу «разделяй и властвуй». Расчёт Грозного оправдался: среди московской черни резко усилились антибоярские настроения, разгневанная названными в послании изменами бояр, многотысячная толпа явилась в Кремль и потребовала от Боярской думы вернуть царя в столицу. Пятого января делегация москвичей во главе с архиепископом Пименом явилась в Александровскую слободу и «уговорила» его вернуться на престол. Условием возвращения Ивана IV на царствование стало учреждение опричнины.

Властитель забирал в своё особое (опричное, от слова опричь — кроме) владение земли на юге страны, в центре и на богатом севере, учредив там особое управление, со своей опричной Боярской думой, приказами, войском. Земли, не вошедшие в опричнину, составляли «земщину».

Опричнина, карта
Источник: https://istoriarusi.ru/img/karta-opricnina.jpg

Политика опричнины

Однако понятие «опричнина» не ограничивается смыслом отдельной территории, находящейся под особым управлением. Царь начал вести особую государственную политику, в основе которой были чрезвычайные, репрессивные меры в отношении не только части бояр, но и широких масс населения. Он обосновывал её борьбой с возможными изменами.

Стали практиковаться массовые казни, сопровождаемые пытками. Большая российская энциклопедия определяет опричнину как период, когда самодержавная власть приняла форму террористической деспотии. В 1565 г. Грозный начал формировать опричное войско. Столицей его он сделал всё ту же Александровскую слободу.

Опричнина. Максимов А.С. Иван Грозный в Александровской слободе, фото

Государь непосредственно руководил опричниками, организованными по образцу своеобразного монашеского ордена. Одетые, как монахи, в чёрные подрясники, они носили оружие, клялись лично быть верными царю и не общаться с «земскими». Опричная политика состояла в непрестанном терроре.


С захваченных земель массово выселялись помещики и бояре-вотчинники, а их место занимали опричники. Это  сопровождалось убийствами, грабежами, насилием. Людей, неугодных царю, безжалостно истребляли. У князя Владимира Андреевича Старицкого (двоюродного брата Грозного) отобрали родовой удел, а затем заставили принять яд — его самого, его жену и дочерей.

«Опричники» (Казнь Ивана Федорова-Челяднина). Художник Николай Неврев, фото

В ответ на выступление митрополита Филиппа (происходил из рода московских бояр Колычевых), обличающее жестокую политику царя, властелин приказал лишить его сана, а позже он был убит в тверском Отроч монастыре Малютой Скуратовым — царским любимцем и, по сути, главным палачом. В 1570 г. Иван Грозный учинил страшный погром Новгорода Великого.

Опричнина и новгородский погром, фото

Результаты опричнины

Укрепления режима личной власти царь, безусловно, достиг. Однако цена, уплаченная за это Россией, оказалась несоразмерно велика. Страна не просто была разорена — отдельные районы попросту обезлюдели. В 70-80 гг. разразился сильнейший хозяйственный кризис — села и города опустели, погибли огромные массы людей, началось массовое бегство на окраины, особенно на юг и юго-запад, и всё довершал страшный голод.

Тем временем напомнил о себе крымский хан — в 1571 г. опричное войско потерпело позорное поражение, крымцы сожгли Москву. В следующем году, когда они пришли вновь, чтобы довершить начатое, их разгромило земское войско во главе с воеводой Воротынским. Спустя год Грозный объявил об отмене опричнины, но на деле репрессивная политика продолжалась.

Последствия опричнины, фото
Источник: https://ppt-online.org/577885

Исторические оценки опричнины

В разные времена жестокая политика Грозного оценивалась историками очень по-разному. И надо иметь в виду, что вопрос об опричнине был весьма сильно идеологизирован, а поскольку изучение этого явления очень сложно, так как реальных документов о нём катастрофически немного, часто вместо изучения фактов мы имеем дело с мнениями историков.

В дореволюционную эпоху такие крупнейшие историки, как Н. Карамзин и Н. Иловайский, считали её итогом помешательства и тиранического характера Ивана Грозного, отрицая её политический смысл. Их оппонентом выступал С. Соловьев, по мнению которого

«Опричнина была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними».

В. Ключевский считал, что опричнина выражала династическую борьбу царя с боярами. В советское время политику Грозного было нужно считать прогрессивным явлением, такую точку зрения выразил сам И. Сталин, а в 1946 г. в постановлении ЦК ВКП(б) прямо говорилось о «прогрессивном войске опричников». Выполняя указания власти, Р. Виппер писал, что

«учреждение опричнины было в первую очередь крупнейшей военно-административной реформой, вызванной нарастающими трудностями великой войны за доступ к Балтийскому морю, за открытие сношений с Западной Европой».

После хрущёвской «оттепели» историки рассматривали проблему более объективно. Одним из крупнейших специалистов в этой области в 1960-1970 гг. был Р. Скрыннников, написавший ряд монографий: «Начало опричнины», «Опричный террор», «Иван Грозный» и др. Но даже Скрынников в 1992 г. в работе «Царство террора» сказал, что

«Только всестороннее исследование политического развития Российского государства во второй половине XVI в. позволит дать обоснованный ответ на вопрос о сущности репрессивного режима опричнины с точки зрения исторических судеб страны».

Дело в том, что ещё с периода «перестройки», когда ослаб идеологический пресс, началась переоценка и пересмотр многих вопросов отечественной истории, в том числе и вопроса об опричнине. К сожалению, пересмотр этот нередко носит не научный характер, а характер политическо-конспирологических рассуждений. Так что не забывайте об этом, читая современных авторов.


Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.