Население Древней Руси фото

Население Древней Руси

Одним из сложных вопросов истории Древней Руси является вопрос о ее социальной структуре. Он до сих пор остается предметом научных дискуссий. Попытаемся разобраться, чем было особенно население Древней Руси периода IX-XI вв.

Население Древней Руси: особенности структуры

Заметим сразу, что социальная структура Древней Руси весьма сложна. Человеку с современным мировоззрением некоторые вещи будут вообще непонятны. Так, тиун – должностное лицо, занимающее верхние позиции в общественной иерархии, а холоп – представитель социальных низов, по сути, раб. Однако в ряде случаев тиун одновременно был княжеским или боярским…холопом! Так что попытаемся разобраться, какие же категории населения выделялись в Древней Руси, и какое положение они занимали в социуме.

Кстати, в более позднее время социальная структура значительно упростится, так как сложится феодальное общество с его четким сословным строем. Одни категории населения исчезнут, положение других значительно изменится, например, боярин IX в. и боярин XIV в. – это во многом разные понятия. А пока феодальный строй лишь формируется, идет переходная эпоха, и в обществе переплетаются элементы и патриархального, уходящего в прошлое уклада, представленного остатками родоплеменных отношений, и рабовладельческого, и складывающегося феодального.



Например, Русская Правда Ярослава Мудрого разрешает кровную месть брату за брата, сыну за отца или двоюродному брату, или племяннику со стороны сестры, если же таких родственников нет, виновный платит государству штраф – виру в 40 гривен. Подобная норма, между прочим, содержалась и в Салической Правде франков.

Страница из Русской Правды фото
Рис. 1. Страницы из Русской Правды

Налицо явный прогресс, так как ранее кровная месть имела всеобъемлющий характер – любой родственник мог мстить за любого из родни – и часто она служила поводом для развязывания крупных межродовых конфликтов. Данная же норма упорядочивала правила мести в формирующемся раннефеодальном государстве, способствуя стабильности общества.

Население Древней Руси и особенности его социальных групп

Если для сложившегося феодального общества характерен сословный строй, то в Древнерусском государстве сословия еще не сложились. Напомним, что сословия – это замкнутые социальные группы с передающимися по наследству правами, привилегиями и обязанностями. Сословий в данном понимании в Древней Руси нет. Источники, и прежде всего Русская Правда, позволяют выявить наличие лишь слоев общества. Население Древней Руси различалось по профессиональному, имущественному или функциональному признаку.

Эти группы можно классифицировать по нескольким признакам. Прежде всего это деление на свободных и зависимых людей, однако необходимо заметить наличие совершенно особой группы населения – изгоев. Значение этого понятия принципиально отличается от современного, когда имеется в виду человек (или общественная единица, вплоть до государства-изгоя), лишенный каких-то прав, преследуемый или игнорируемый.

Изгой в Древней Руси – это человек, «выпавший» по тем или иным причинам из своего социального круга. Церковный устав новгородского князя Всеволода (1125-1136) называет четыре вида изгойства: попов сын, не знающий грамоты; выкупившийся холоп; одолжавший купец; осиротевший князь (то есть князь, которому отец или старшие родственники по какой-то причине не передали удел).

Население Древней Руси: от привилегированной части общества до социальных низов

1. Князь и дружина

Во главе древнерусского общества стояли князья. Происхождение они вели от общего предка – Рюрика. И положение представителей привилегированной части общества прямо зависело от их близости к князю. Князь мог по своему желанию возвысить любого человека из самых социальных низов, если считал его достойным. С другой стороны, верхушка общества формировалась и из старой, догосударственной родовой аристократии, но ее представители сохраняли свое высокое положение в обществе только при условии расположения князя. А его власть опиралась на военную силу в лице дружины.

В условиях формирования государства и практически постоянных войн с соседями именно от дружины зависела и стабильность власти, и  собственно жизнь князя. Поэтому в эпоху Древней Руси князь и дружина были крайне близки, князь по сути был «первым среди равных» в дружине, старался проявить щедрость к своим воинам. Вспомним знаменитых эпизод, описанный в летописях, когда дружинники пожаловались, что князь Владимир не дал им серебряных ложек, и он приказал «исковать» их, сказав: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиной доискались серебра и золота» (ПВЛ, перевод Д. С. Лихачева). Грандиозные пиры также символизировали единство князя с дружиной.

РЯБУШКИН Андрей Петрович «Пир богатырей у ласкового князя Владимира» фото
Рис. 2. Княжеский пир. РЯБУШКИН Андрей Петрович «Пир богатырей у ласкового князя Владимира»

Дружина всегда была готова к походу и бою, находилась на полном содержании князя, была связана с князем отношениями личной преданности и не входила в состав городской общины, дружинники жили при дворе или отдельным поселением.

2. Бояре, кмети, отроки

Дружина делилась на две части. Старшая дружина была кругом ближних людей, с которыми держал совет князь. Именно старших дружинников стали называть боярами. Первоначально они не были землевладельцами, а выполняли поручения князя, были наместниками, командовали ополчением. Со второй половины XI-начала XII в. они стали получать «в кормление» волости, которые постепенно становились их владениями – вотчинами. По наследству боярское звание еще не передавалось, его надо было заслужить.

Младшая же дружина состояла из гридей (кметей), отроков и детских. Младшие дружинники были прежде всего воинами, выступали основной боевой силой князя, исполнителями его воли. Это было ядро войска Древней Руси, его наиболее сильная и хорошее подготовленная часть.

Население Древней руси: дружинник фото
Рис. 3. Дружинник

Дружина киевского князя насчитывала 500-800 человек. Вооруженные мечами, копьями, в кольчугах, островерхих шлемах, дружинники до последнего защищали князя на поле боя. Население Древней Руси постепенно складывается.

3. Население Древней Руси: управленцы  

К привилегированной части общества относились также люди, управлявшие хозяйством князя.

Сбор дани. Н. Рерих фото
Рис. 4. Собирают дань. Н. Рерих

 

Это тиуны и огнищане (тиуны огнищные). Слово огнище означало совокупность домочадцев, от слова очаг – символ дома (вспомним современное выражение «домашний очаг»). Огнищане – управляющие княжеским хозяйством, как правило, бояре. Упоминаются в Русской Правде в первоначальной, краткой редакции, в пространных списках используется понятие «княж муж».



Согласно той же Русской Правде, вира за убийство огнищанина составляла 80 гривен, что вдвое выше, чем за убийство свободного человека, не состоящего на княжеской службе. Тиуны также находились на службе князя, причем, поступая на службу без заключения специального договора – ряда – становились обельными (полными) холопами, что было закреплено в Русской Правде. Одновременно с этим они занимали весьма высокое положение при княжеском дворе.

Население Древней Руси содержало и другую категорию – рядовичей. Положение их было весьма различным. Рядович – это человек, заключивший ряд – договор, некий контракт о поступлении на службу. Так, рядовичем мог быть тиун, иной представитель княжеской или боярской администрации, Русская Правда указывает, что если тиун или ключник приступит к работе без заключения ряда, он становится холопом. С другой стороны, закуп (см. ниже)  тоже мог быть рядовичем, если подписал договор с заимодавцем.

4. Купцы

Большой вес в древнерусском обществе имели торговцы. Они разделялись на гостей и купцов. Гостями называли либо иностранных торговцев, либо тех, кто торговал на международных рынках.

Заморские гости. Н. Рерих. фото
Заморские гости. Н. Рерих

Так называемые «старейшие» купцы могли принимать участие в советах при князе наряду с боярами, участвовать в дипломатических поездках. Однако юридически они относились не к княжим мужам, а к основной массе свободного населения Древней Руси, так как в соответствии с Русской Правдой вира за купца составляла 40 гривен – это вира за свободного человека, не служившего князю.

5. Зависимое население Древней Руси: люди, смерды, закупы

Людином называли простого, лично свободного жителя Древней Руси. Людины, или люди, платили дань и участвовали в ополчении в случае крупных военных конфликтов. Русская Правда защищала жизнь людинов высокой вирой – 40 гривен (половина от виры за княжих мужей). Люди разделялись на смердов и закупов.

Источники упоминают, что население Древней Руси включало также мужей – зажиточных людинов, воев – участников военных походов. Но основная часть людинов – это смерды, жившие общиной, имевшие дом и хозяйство, участок земли, за который они платили подати и отбывали повинности. Они не были прикреплены к земле или личности землевладельца – князя или боярина, находясь лишь в экономической и юридической зависимости, т.к. подлежали суду князя.

Но если смерд, попадая в тяжелое экономическое положение, брал у господина в долг какое-то имущество, он гарантировал его возврат, отвечая собственной свободой. Взяв ссуду – «купу»  – смерд становился закупом, должен был работать в хозяйстве кредитора, отрабатывая проценты, пока не возвращал долг. Если закуп пытался убежать, в соответствии с Русской Правдой он становился холопом. Однако та же Русская Правда защищала личность закупа: его нельзя было продать, отнять имущество, побить без вины. Его жизнь, как и жизнь свободного человека, была защищена вирой в 40 гривен. Отработав проценты и вернув долг, закуп становился свободным человеком.

6. Социальные низы

В самом низу социальной иерархии Древней Руси находились холопы и челядины (челядь – слуги). По сути это такая же категория зависимого населения Древней Руси как рабы в других государствах. Они не вступали в договоры, считались собственностью господина, за убийство холопа полагалась вира в 5 гривен (6 гривен за холопку), плюс возмещение ущерба хозяину, как за испорченную вещь.

Хозяину за убийство холопа грозило в худшем случае лишь церковное покаяние. Лишь к XII веку отношение к холопам смягчается, за ними признается право на имущество, занятие торговлей с разрешения хозяина. Однако холопы-тиуны играли важную роль в управлении, и их убийство каралось вирой в 40 гривен. Боярский тиун-холоп мог выступать в суде в качестве свидетеля, обычный холоп был лишен права как обращаться в суд, так и быть свидетелем.

За преступления холопа отвечал его хозяин, он же от своего имени мог наказывать холопа, как считал нужным. Стать холопом можно было:

  • попав в плен на войне,
  • за тяжелое уголовное преступление («выдать головой», «отдать на поток и разграбление»),
  • продавшись добровольно,
  • став тиуном без заключения ряда,
  • женившись на холопке,
  • при попытке бегства закупа и т.д.

Заключение

Таким образом, в Древней Руси шло формирование феодального общества, и при этом разрушалась старая, родоплеменная социальная структура и строилась новая. При всем разнообразии категорий населения можно выделить три большие социальные группы:

  • свободные, чье положение было весьма различным, от господствующей верхушки до общинников-смердов. Несмотря на огромные различия в общественном положении, все они были юридически дееспособны, свободны, могли вступать в правоотношения;
  • полувольные, к которым относились закупы и рядовичи. Эти категории населения не имели всех юридических прав;
  • рабы – холопы и челядь. Они были неправоспособны и недееспособны, приравнивались к имуществу владельца.

Как видим, общество (население) Древней Руси характеризовалось правовым, социальным неравенством. Как вы заметили, за одно и то же преступление – убийство – Русская Правда назначала различные наказания, штраф от 80 до 5 гривен. Так формировалось раннефеодальное общество.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.