Культура Древней Руси

Христианская культура и языческие традиции Древней Руси

Древнерусская культура формировалась и развивалась под влиянием ряда факторов, оказавших на неё огромное влияние. Главными ее особенностями являются синтетичность и открытость. Культура Древней Руси развивалась как результат взаимного влияния, а позже и слияния культур различных племенных союзов – полян, вятичей, радимичей и др. Отразилось в ней и влияние соседних народов – как ближайших, таких, как угрофинны и балты, так и заморских – варягов, византийцев, иранских племен.

Однако наиболее мощное воздействие на формирование древнерусской культуры оказала Византия, будучи наиболее  развитым государством раннего средневековья, ведь славяне поддерживали с ней тесные отношения – как торговые, так и военные. Причем Древняя Русь, заимствуя культурные достижения других народов, адаптировала их к собственным традициям, подвергала духовной переработке.

Культура Древней Руси и феномен двоеверия

Культура Древней Руси развивалась на протяжении веков как языческая. Религиозные верования славян формировали специфическое мировоззрение, особое отношение к природе и обществу. Так, славяне-язычники, считая себя частью природы, перед стихийными силами которой равны все, не понимали, почему один человек должен занимать более высокое положение, чем другой. Поэтому при формировании раннефеодального Древнерусского государства язычество было вытеснено христианством, которое смогло идеологически обосновать бурные перемены в обществе, консолидировать его. Правда, в 980 г. Владимир попытался реформировать традиционное язычество, учредив культ его верховного бога – Перуна, но и реформа не сделала эту веру опорой княжеской власти и регулятором общественных отношений.

После принятия христианства развитие культуры стало идти по иному руслу. Ведь крещение Руси означало не только то, что стали распространяться грамотность, церковное зодчество, иконопись и т.д. Новая вера меняла мировоззрение людей, формировала новые ценности, новый взгляд на жизнь. Одновременно с этим язычество не исчезло в один момент, оно в какой-то степени ушло на второй план, в тень, продолжая оказывать существенное воздействие на развитие древнерусской (теперь уже христианской) культуры.  Итогом такого влияния языческих верований на христианство стало так называемое двоеверие, когда христианские и языческие обряды и традиции шли бок о бок. Будучи примерными христианами, в бытовых ситуациях жители Руси часто продолжали придерживаться языческих традиций и обрядов.

Рассмотрим в качестве примера ситуацию с именами людей.  В пору язычества человеку давалось имя, которое хранили в тайне, и оно известно было лишь близким родственникам, а чужие знали человека по прозвищу. Считалось, что колдун может навести порчу на человека, узнав его подлинное имя. Прозвище же не позволяло идентифицировать его обладателя, и сил зла можно было не опасаться. Для большей же гарантии безопасности прозвище могло быть отталкивающим, уничижительным, чтобы злодеи не обратили внимание на столь малозначительную личность. Именно поэтому младший, любимый сын в сказках – Дурак.

После принятия христианства человеку также давали два имени – церковное и языческое, к которому часто добавлялось еще и прозвище. Например, Владимир Красное Солнышко был в крещении Василием, Ярослав Мудрый – Георгием. ПВЛ так свидетельствует о данной практике:

«Преставися князь Михаил, зовомый Святополк.
Родися у Святослава Ольговича сын, и нарекоша ему имя в святом крещении Георгий, а мирьски Игорь».

Двоеверие проявлялось также и в том, что некоторые христианские святые в народном представлении отождествлялись с языческими божествами. Таковы:

  • Илья Пророк, весьма похожий на Перуна (а тот, в свою очередь, на скандинавского Тора);
  • Власий, аналогичный «скотьему богу» славян Велесу и др.

Христианство также признало некоторые языческие праздники и обычаи, например, Масленицу, Святки, поминовение усопших, весьма похожее на языческую тризну, причем молодая русская церковь сама узаконивала их, чтобы психологически облегчить переход бывших язычников к христианству.

Культура Древней Руси: масленица фото
Рис. 1. Семён Кожин. Масленица. Проводы зимы

Так аскетическая византийская церковная культура наполнялось новым содержанием. Зачастую многие духовные сочинения древнерусских авторов содержат светские, мирские рассуждения, а «Слово о полку Игореве» вообще пронизано языческими мотивами, хотя относится к концу XII в.

А одним из любимых образов русской культуры стал образ Бориса и Глеба – людей, пошедших на смерть ради блага других.

Культура Древней руси: Борис и Глеб икона фото
Рис. 2. Борис и Глеб. Икона из Савво-Вишерского монастыря, XIII — начало XIV века.
Автор фото: Testus

Культура Древней Руси: письменность и литература

Бесспорно, что в основе любой культуры лежит письменность. Одним из древнейших свидетельств, что в Древней Руси письменность существовала до принятия христианства, является так называемая «Гнёздовская надпись», относящаяся к началу Х в. Кроме того, на славянском языке дублировались русско-византийские договоры начала и первой половины Х в. А еще в 60-е гг. IX в. славянский просветитель Кирилл, находясь в Херсонесе, ознакомился с Евангелием, написанным «русскими буквами».

Позже именно Кирилл и его брат Мефодий составили единую славянскую азбуку, основанную, очевидно, на принципах уже существовавшего славянского письма, унифицировав его. Но бурное распространение письменности, грамотности началось в Древней Руси после крещения. При церквях, а позднее и в монастырях стали открываться школы, особенно в правление Ярослава Мудрого.

На древнеславянский язык стали переводить греческие и болгарские книги не только церковного, но и светского содержания. Постепенно, к XI – XII вв., грамотность очень широко распространяется среди князей и бояр, купцов, значительной части богатых горожан. О практически массовой грамотности горожан свидетельствуют как находки берестяных грамот в Новгороде и других городах, так и надписи-граффити, нацарапанные на стенах церквей, очевидно, во время богослужений.

Граффити на стене Софийского собора, Киев фото
Рис. 3. Граффити на стене Софийского собора, Киев

Подобные граффити обнаруживают при реставрационных работах. Оставляли их и князья, и рядовые горожане. Известен автограф молодого Владимира Мономаха на стене Софийского собора в Киеве «Ох, тяжко мне».

После христианизации на Руси началось летописание. Первая летопись, по мнению А. Шахматова, была составлена в Киеве в конце 30 гг. XI в. Этот так называемый Древнейший свод в 1073 г. продолжил, вероятно, иеромонах Киево-Печерского монастыря Никон Великий. Затем игумен этого монастыря Иоанн составил в 1093-1095 гг. так называемый Начальный свод – «Временник, иже нарицается летописание Руськых земель и земля Русьская…». Именно этот текст стал основой знаменитой ПВЛ – «Повести временных лет», наиболее ранней дошедшей до нас в полном объеме летописи.

Около 1113 г. монах Киево-Печерского монастыря Нестор дополнил Начальный свод выписками из византийских хроник, привел русско-византийские договоры и другие материалы. Нестор, очевидно, работал по заказу князя Святополка, скончавшегося как раз в 1113 г. Смерть Святополка стала поводом к восстанию киевлян – князь был «сребролюбив», покровительствовал ростовщикам и сам был ростовщиком. После смерти князя киевляне начали громить дворы ростовщиков, и киевская знать решила пригласить на княжение Ярослава Мудрого, надеясь, что авторитет князя-воина, защитника Руси, остановит выступление народа.

Так и случилось, но Ярославу не понравилось,  как Нестор отразил деятельность Святополка, и летописание было отнято у печерских монахов и передано в Выдубицкий монастырь. Игумен этого монастыря Сильвестр (Селивестр)  составил новый летописный свод в 1116-1118 гг. В результате восхваления Святополка из летописи исчезли, зато были описаны все заслуги Ярослава. К сожалению, уже в то время проявлялась политическая ангажированность деятелей культуры – князь осыпал милостями того летописца, который представлял его деятельность в выгодном свете.

Однако основной текст несторовой летописи остался неизмененным и дошел до нас в виде позднейших списков – так называемых Лаврентьевской, Ипатьевской и Радзивилловской летописей. Древнейшей датированной летописью является Лаврентьевская, созданная в 1377 г. монахом Лаврентием.

Культура Древней Руси: страница из Лаврентьевской летописи. Фото
Рис.4. Страница из Лаврентьевской летописи

Более половины этой летописи занимает ПВЛ, далее идет повествование о событиях в Южной Руси (1110-1161 гг.) и во Владимиро-Суздальской Руси (1164-1304 гг). Ипатьевская летопись была обнаружена Н. М. Карамзиным в Ипатьевском соборе под Костромой, а Радзивилловская названа по имени первого известного владельца.

По мере того, как Древняя Русь испытывала все нарастающую политическую раздробленность, летописание тоже стало дробиться. Практически каждое крупное княжество создавало свои летописи, отражая в них деятельность своих князей. Однако во многих летописных сводах непременной частью была ПВЛ. Да и традиции общерусского летописания не забывались. В частности, в начале XIII в. киевский летописец составил очередной свод, отразив события не только родного княжества, но и соседних Черниговского, Суздальского, Рязанского и других. А Владимиро-Суздальский летописный свод, относящийся тоже к началу XIII в., описал историю Древней Руси от киевского легендарного князя Кия до Всеволода Большое Гнездо.

Древнерусская литература

Кроме церковных книг и летописей, в Древней Руси в XI в. появились и первые литературные произведения. Еще за несколько лет до создания ПВЛ, в 40-е гг . XI в. было записано «Слово о законе и благодати»  – торжественная речь митрополита киевского Илариона. Это публицистическое произведение излагает сущность православия, объясняет смысл крещения Руси. Автор высказывает идею равноправия Руси среди других государств.

Дело в том, что в это время Византия попыталась воздействовать на Русь, руководить ею не только в религиозном, но и в политическом плане. Но это уже была Русь Ярослава Мудрого, Русь, заявившая о себе на международном уровне. Иларион высказывает протест против попыток Византии осуществить давление на Киев. Повествуя о Руси до принятия христианства, он говорит, что Русь была

 «…ведома и слышима во всех концах земли».

Во второй половине XI в. монах Иаков развил идеи Илариона в литературно-публицистическом произведении «Память и похвала Владимира». Тогда же были написаны «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе».

XII в. обогатил древнерусскую литературу новыми жанрами – появились «Поучения» и «Хождения». Так, «Поучение детям» Владимира Мономаха стало одной из популярных книг Древней Руси. Произведение пронизано верой в торжество добра, опирается на христианские ценности. А сподвижник Мономаха игумен Даниил основал жанр хождений, создав «Хождение игумена Даниила в святые места». Рукопись рассказывает о путешествии ко гробу Господню – трудном пути сначала до Константинополя, оттуда по Эгейскому морю на остров Крит, далее в Палестину до Иерусалима.

В конце XII – начале XIII вв. написаны «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, где в форме обращения к князьям автор размышляет о смысле жизни, дает образ идеального правителя.

Культура Древней Руси. «Моление Даниила Заточника». Рукопись, фото
Рис. 5. «Моление Даниила Заточника». Рукопись

Личность Заточника загадочна, одни исследователи считают, что это мог быть епископ Кирилл Туровский, конфликтовавший с Андреем Боголюбским, другие представляют его то холопом, то дворянином, а по мнению Д. С. Лихачева, Заточник – своеобразный интеллигент Древней Руси. Также образ идеального человека, отвергающего тщеславие и властолюбие, рисует киевский митрополит Климентий Смолятич в «Послании» священнику Фоме.

Но наиболее яркое литературное произведение Древней Руси – это, бесспорно, «Слово о полку Игореве». В нем сочетаются рассказ о мужестве русских воинов, плач по погибшим, призыв к единству Русской земли, размышления о месте Руси в окружающем мире, мировой истории. «Слово» — это поэтическое выражение эпохи Древней Руси, ее душа.

 

Культура Древней Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика