Старые письма и фотографии фото

Как написать историческое сочинение на ЕГЭ на максимальный балл?

Насколько важно успешно написать историческое сочинение? Каждый выпускник, сдающий ЕГЭ по истории, стремится набрать как можно больше баллов. А за выполнение задания 25 – историческое сочинение – можно получить на ЕГЭ сразу 11 первичных баллов из 55 возможных! Таким образом, успех при написании сочинения может принести более 20% итоговых баллов. Рекомендации ФИПИ отводят на написание сочинения 40-80 минут из 235 драгоценных минут, отведенных на весь экзамен. Что же нужно успеть написать за это время, чтобы получить высший балл за историческое сочинение? Прежде всего нужно хорошо знать требования к сочинению, предъявляемые ФИПИ.

Историческое сочинение ЕГЭ фото
Страницы истории

Требования ФИПИ к историческому сочинению

Цитируем требования к историческому сочинению для ЕГЭ:
1) указать не менее двух значимых событий, явлений или процессов, относящихся к выбранному (из трех предложенных) периодов истории России;
2) назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями, явлениями или процессами, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли данных личностей в этих событиях, причем указать конкретные действия каждой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и результат событий;
3) указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения данных событий, явлений, процессов;
4) используя знания исторических фактов, а также мнений историков, оценить влияние описываемых событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России;
5) корректно использовать исторические термины, понятия.

Пирамиды египта фото
Египет, пирамиды

Как правильно учесть требования ФИПИ к сочинению?

Задание 25 оценивается по системе критериев. Поэтому, чтобы написать историческое сочинение, необходимо точно придерживаться алгоритма написания данного вида работы. ФИПИ предъявляет семь критериев оценки сочинения. Разумеется, для успешного написания исторического сочинения выпускник должен очень хорошо знать требования всех семи критериев. Итак,

  • критерий 1 (К1) требует, чтобы в сочинении были указаны два события, относящиеся к указанному периоду. В этом случае вы получите два первичных балла. Назвав одно событие – один балл. Важно знать, что если вы знаете события, но не знаете, в каком году они произошли – даты можно не указывать. Данный критерий знания дат не требует. Значит, если вы забыли точные даты, но знаете, что события относятся к данному периоду, укажите эти события, и два балла ваши! Также не учитывается последовательность изложения и связь событий между собой. Главное, чтобы эти события произошли именно в этот период. Если выпускник для верности напишет о третьем событии и оно не будет иметь отношения к данному периоду – эксперт начислит два балла за верный ответ и оштрафует за ошибку. Поэтому не пишите лишнего, особенно если не уверены.
  • Чтобы был выполнен критерий 2 (К2), необходимо назвать две исторические личности и правильно охарактеризовать их роль, указав их конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и(или) результат названных событий рассматриваемого периода. Главная трудность здесь заключается в том, что выпускники абстрактно говорят о действиях личностей, а нужна конкретность. Например, неправильно будет просто написать, что Н. С. Хрущев проводил политику десталинизации, надо указать, что, проводя данную политику, он выступил на ХХ съезде КПСС с докладом о культе личности Сталина.
  • Критерий 3 (К3) требует, чтобы были правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. Опыт ЕГЭ показывает, что половина (!) выпускников с требованиями этого критерия не справляются. В чем же дело? Нужно точно указать такую связь между событиями, когда одно событие (причина) при определенных условиях порождает другое событие. Например, «Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. привело к потере Россией южной части о. Сахалин и Порт-Артура».
  • В соответствии с критерием 4 (К4) необходимо дать оценку влияния данного события (явления, процесса) на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. Здесь лучше всего изложить мнение историка, назвав его. Разумеется, для этого нужно знать историографию вопроса. Если столь глубоких знаний нет, можно просто написать «по мнению историков», но мнение такое должно существовать в действительности, упоминаться в исторической литературе.
  • Чтобы сочинение удовлетворяло критерию 5 (К5), в нем должна быть корректно использована историческая терминология. Перечень терминов содержится в ИКС: https://historyrussia.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii/istoriko-kulturnyj-standart.
  • Критерий 6 (К6) – настоящий подарок! Судите сами: если у вас по первым четырем критериям набрано в сумме не менее 4 баллов, вы получите целых 2 балла только за то, что в сочинении не будет фактических ошибок. Следовательно, «Не уверен – не пиши!» Излишние обобщения, спорные суждения, несоответствие терминов эпохе и значению (например, царица Софья Алексеевна) – все это отнимет у вас целых 2 балла.
  • Критерий 7 (К7) подарит один балл, если вы напишете сочинение логически связно.

Как же готовиться к сочинению и успешно написать историческое сочинение на ЕГЭ?

  • Выучить наизусть критерии, приготовить домашние заготовки на максимально возможное число исторических периодов – примеры причинно-следственных связей, действия исторических личностей, выучить исторические термины, хронологию по ИКС.
  • По возможности изучать исторические монографии, или хотя бы уметь приводить мнения историков по основным периодам.
  • В течение учебного года писать сочинения по примерным темам, проверять их в соответствии с критериями, стремиться «набить руку». Если попробовать написать историческое сочинение сразу на ЕГЭ – поверьте, ничего хорошего из этого не выйдет.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.